Украина пытается избавиться от контракта с «Газпромом» за счет виртуального реверса из ЕС

undefined

«Укртрансгаз» подписал договор о взаимодействии и обмене информацией с оператором страны ЕС – венгерской газотранспортной системой FGSZ, что позволяет организовать виртуальный реверс газа через Украину, пишет «Коммерсантъ». Киев рассчитывает, что это поможет ему покупать газ у европейских компаний, который поставляет им «Газпром», и отбирать его из трубы на своей территории. Теоретически это позволит Украине полностью обеспечить себя газом без контракта с «Газпромом».

Сейчас это невозможно из-за условий контракта между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины»: транзитный газ на западной границе Украины передается «Газпром экспорту», а уже от него – операторам ГТС Польши, Словакии, Венгрии и Румынии. Какому покупателю предназначен тот или иной объем, украинская компания не знает, для этого необходим shipper code – восьмизначный буквенно-цифровой код, соответствующий конкретному поставщику или получателю газа. Без этой информации «Нафтогаз» не может участвовать в газовых сделках без участия «Газпром экспорта». «Газпром» категорически против реэкспорта своего газа.

Не имея возможности организовать виртуальный реверс на территории Украины, Киев организовал физический реверс из Европы. Так, российский транзитный газ пересекал украинско-польскую границу, проходил несколько сотен метров по польской территории, меняя собственника, а затем двигался в обратном направлении.

Однако в ЕС виртуальные поставки газа разрешены, они предусмотрены Третьим энергопакетом. Договорившись с венгерским оператором об обмене информацией, Киев планирует потребовать от «Газпром экспорта» передачи shipper code. «Если этого не произойдет, мы рассматриваем возможность подать жалобу в директорат Еврокомиссии (ЕК) по конкуренции», – заявил в 5 июня глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. В ЕК изданию сообщили, что соглашение между «Укртрансгазом» и FGSZ поддерживают. «Важно, что документ также служит правовым основанием для «Газпрома» передать «Укртрансгазу» те функции, которые он по-прежнему выполняет на границе Украины и ЕС и которые должны относиться к ответственности украинского оператора», – заявил представитель Еврокомиссии.

В «Газпроме» уверены, что в одностороннем порядке изменить транзитные условия невозможно. Существующая схема транзита газа опирается на контракт от 2009 г., который Киев оспаривает в Стокгольмском арбитраже.