Минэкономразвития предлагает разделить РЖД на две компании

Минэкономразвития предлагает разделить ОАО "РЖД" на инфраструктурную и локомотивную компании, сообщил ТАСС директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности МЭР Ярослав Мандрон. По его словам, в ведомстве рассчитывают, что это позволит сделать прозрачнее работу инфраструктуры и локомотивной тяги. "Мы концептуально в рамках одного холдинга должны разделить операционно и сделать отдельно инфраструктурную компанию и локомотивную компанию, чтобы вскрыть всю неэффективность, которая есть", - сказал он. Идея разделения холдинга обсуждается с РЖД, грузоотправителями и железнодорожными операторами.

Функция управления локомотивами как системой должна остаться у РЖД, считает министерство. "РЖД должна заниматься диспетчеризацией и своих машинистов видеть на локомотивах, но у кого будут эти новые локомотивы - непринципиально", - сказал Мандрон.

Ежегодная потребность в локомотивах оценивается в 500 единиц. По мнению чиновника, обновлять парк можно не только за счет покупки локомотивов холдингом РЖД, но и за счет аренды, лизинга и пр. "РЖД может вообще не быть собственником этих локомотивов, а только управлять ими", - отметил он. Что касается грузовых вагонов, МЭР поддерживает их работу в рамках Федеральной грузовой компании. "Должно быть три блока - инфраструктура, локомотивы и вагоны в виде ФГК. Все остальные вагоны должны остаться в рынке", - отметил Мандрон.

В РЖД считают, что разделение перевозочной деятельности и инфраструктуры неизбежно приведет к существенному росту транзакционных издержек. "Они будут вызваны технологическим рассогласованием и различием экономических приоритетов деятельности инфраструктурной компании и перевозчиков", - сказал ТАСС представитель компании.

РЖД не против проведения эксперимента по развитию конкуренции в перевозках. Компании представляется разумным попробовать модель конкуренции "за маршрут" на ограниченном количестве тупиковых участков сети, сказал собеседник агентства. Что касается привлечения инвестиций в локомотивную тягу, при существующих объемах предъявления грузов на сети РЖД имеется значительный профицит тягового подвижного состава. По данным РЖД, более 4000 локомотивов отставлены в запас. "Кроме того, компания активно обновляет тяговый подвижной состав, выкупая практически все, что производит отечественное транспортное машиностроение", - напомнили в РЖД.

"По мнению РЖД, для повышения эффективности перевозочного процесса необходима консолидация значительной части универсального подвижного состава (полувагонов) у перевозчика и дерегулирование вагонной составляющей в тарифе. За счет эффекта масштаба, обезличивания парка и гибкости в применении тарифа перевозчик будет иметь возможность своевременно и с наименьшими издержками обеспечивать спрос грузоотправителей на перевозку", - отметил представитель компании.