Новый закон «О торговле» не защищает 80% отечественных производителей

undefined

Лаборатория социологической экспертизы Института социологии РАН провела опрос об отношении производителей продуктов питания к розничным сетям (копия есть у "Ъ"). Опрос заказал Центр развития экономической этики и правовых отношений. Из исследования следует, что 83% производителей с 2010 г., т. е. с начала действия закона "О торговле", сталкивались с навязыванием дополнительных услуг со стороны розничных сетей. Чаще всего ритейлеры навязывали участие в акциях (78%), принудительно взимали плату за выкладку товара на полке (71%) и за введение новых позиций (70%). Лишь 8% опрошенных ответили, что не встречались ни с одним видом злоупотреблений рыночной властью. Почти половина опрошенных (49%) признала, что после принятия закона случаи давления со стороны сетей участились, 7% респондентов отметили, что такая практика стала встречаться реже, пишет "Коммерсантъ".

Закон "О торговле" ограничил премии за объем закупки (ретробонус) 10% и установил предельные сроки оплаты товара в зависимости от сроков их хранения - 10, 30 и 45 дней. В мае этого года Госдума приняла в первом чтении поправки к закону, которые снижают допустимый совокупный объем выплат сетям до 3% и сокращает сроки оплаты товаров до 5, 20 и 35 дней соответственно.

В исследовании говорится, что около четверти предпринимателей (27%) платят сетям более 40% от стоимости поставки в виде платежей за маркетинг и листинг, ретробонусов и премий. Почти каждый пятый поставщик (19%) доплачивает сетям 30-40%, каждый второй (50%) - 10-20%. Малый и средний бизнес при этом платит больше, чем крупный: около трети (36%) представителей малых предприятий выплачивают сетям более 40% стоимости поставки, 26% их коллег - 20-30%, 37% - от 10 до 20%.