Борьба «Роснефти» с трейдерами привела к бензиновому дефициту – «Коммерсантъ»

undefined

Причины резкого сокращения отгрузок «Роснефтью» бензина АИ-95 с Рязанского НПЗ по биржевым контрактам изучались 11 ноября на заседании биржевого комитета при ФАС, сообщает «Коммерсантъ». Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил, что служба будет собирать информацию о возможных нарушениях. Он также пообещал, что использование торговых роботов в данной ситуации может быть расценено как нарушение, поскольку «не все участники рынка могли получить равную возможность купить товар».

После 25 октября объем отгрузки упал до 250 тонн в сутки, хотя с 1 по 25 октября составлял около 1300 тонн. Источники издания объясняют, что так компания боролась с трейдерами, открывавшими короткие позиции по АИ-95 в расчете на дальнейшее снижение цены. Если «Роснефть» продает АИ-95 по 39 900 руб. за тонну, трейдер выставляет заявку на продажу по более низкой цене, хотя товара у него нет. Он рассчитывает купить бензин позднее, когда цена снизится. Если цена не снизится, трейдер рискует сорвать сделку с покупателем, тогда ему придется выплатить неустойку в 5%.

«Роснефть» такая схема фактически лишает маржи в результате ускоренного снижения цен. Резко сократив отгрузки, компания сорвала трейдерам вторую часть сделки. На Рязанском НПЗ компания соглашалась продавать АИ-95 только по 39 900 руб. за тонну, хотя на других НПЗ Центральной России цены были ниже. Формальных нарушений в этом не было: на бирже предписывается продавать не менее 10%, «Роснефть» продала 17 300 тонн при необходимых 9300. Но такая политика компании сформировала локальный дефицит в Центральной России. Как минимум один крупный трейдер использовал в работе торговых роботов, которые формально не запрещены. В итоге оптовая цена на АИ-95 за первую неделю ноября выросла более чем на 4%, до 39 500 руб. за тонну, уровня начала октября.