«Мать и дитя» купит медицинскую сеть ARTMedGroup

Группа компаний «Мать и дитя», владеющая сетью одноименных клиник, договорилась о покупке 100% сети центров репродуктивной медицины ARTMedGroup, сообщила «Мать и дитя» в понедельник. Сумма сделки составит 485 млн руб., «Мать и дитя» надеется закрыть ее в январе 2016 г. после получения разрешения от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Гендиректор ARTMedGroup Анатолий Светлаков подтвердил факт и сумму сделки.

ARTMedGroup входит в пятерку лидеров в России по количеству производимых ЭКО (экстракорпоральное, или искусственное, оплодотворение), говорится в сообщении «Мать и дитя». В сети четыре центра, все они войдут в сделку: в Красноярске, Омске, Новосибирске и Барнауле.

Купив ARTMedGroup, «Мать и дитя» выйдет сразу в несколько новых для нее регионов с привлекательными демографическими показателями, приводятся в сообщении слова председателя совета директоров «Мать и дитя» Марка Курцера. В 2014 г. в Сибирском федеральном округе коэффициент рождаемости на 1000 человек составил 14,7, это выше показателей в среднем по России и в Москве – 13,3 и 11,4 соответственно (данные «Мать и дитя»).

Это уже вторая сделка «Мать и дитя» за последнее время: 1 декабря 2015 г. группа сообщила о покупке за 282 млн руб. клиники Medica в Новокузнецке. Кроме того, в 2014 г. «Мать и дитя» купила новосибирскую клинику «Авиценна».

«Мать и дитя» заинтересована не только в развитии за Уралом. В 2014 г. руководство компании сообщало, что планирует строительство медицинских центров в Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Но это не перспектива ближайшего времени, говорит представитель «Мать и дитя» «Ведомостям»: дизайн-проект самарского госпиталя еще не утвержден советом директоров, больница в Нижнем Новгороде построится только после Самары, а в Екатеринбурге открытие клиники возможно в ближайшие 3–5 лет.

Светлаков – единственный владелец входящих в ARTMedGroup четырех ООО, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Суммарная выручка этих четырех фирм в 2014 г. – около 412 млн руб., прибыльными были только клиники в Красноярске (46 млн руб.) и Омске (3,3 млн руб.).

Светлаков решил продать этот бизнес группе Курцера, так как «выживать тяжело, а «Мать и дитя» – крупная компания», пояснил он «Ведомостям». «У нас начато новое строительство, но средств не хватает», – констатировал Светлаков. Полученные средства пойдут на развитие других проектов с «Мать и дитя» в Сибири, заявил он, не раскрывая подробностей.

Потребительский спрос снижается, услуги и кредиты дорожают – в таких условиях предприниматели готовы расстаться с бизнесом, рассуждает аналитик БКС Марат Ибрагимов. В результате сейчас можно купить бизнес по очень привлекательной цене, продолжает он.

«Мать и дитя» приобретает бизнес с готовой клиентской базой, на первом этапе он может не быть прибыльным, но уже генерирует денежные потоки, а если строить клиники своими силами, это возможно только через 2–3 года, предполагает Ибрагимов.

Выручка «Мать и дитя» за первое полугодие 2015 г. составила 4,5 млрд руб. (+35,6% год к году; данные компании по МСФО), прибыль – 768,2 млн руб. (+17%). Главным стимулом роста для компании были «непрофильные услуги»: хирургические операции общей практики, лабораторные анализы, диагностические исследования. Сейчас в сети «Мать и дитя» 23 медицинских учреждения, в том числе четыре стационара и 19 амбулаторных клиник.

В пресс-службе ФАС не ответили на запрос «Ведомостей».