СМИ узнали о несогласии Минэкономразвития с предложениями Миллера и Сечина

Министерство экономического развития России не поддерживает идею президента «Роснефти» Игоря Сечина и председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера о корректировке закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц», предполагающую исключение из-под его действия финансовые и внутригрупповые сделки, а также сделки с недвижимым имуществом. Впрочем, ведомство допускает, что компаниям, попавшим под действие санкций, могут разрешить не публиковать информацию о ряде финансовых сделок. Об этом в четверг, 25 февраля, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в финансово-экономическом блоке правительства, по словам которого, соответствующая позиция содержится в письме заместителя министра экономического развития страны Евгения Елина, направленном в кабинет министров.

В начале февраля Миллер и Сечин в совместном письме обратились к председателю кабинета министров России Дмитрию Медведеву. В нем предлагалось исключить из-под действия закона финансовые, внутригрупповые сделки и сделки с недвижимым имуществом компаний. Премьер-министр дал поручение первому вице-премьеру Игорю Шувалову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву «проработать обращение» и «подготовить предложения по совершенствованию правил» действующего закона о закупках госкомпаниями, рассказывал ранее источник информационного агентства, знакомый с соответствующим поручением.

Сейчас собеседник информационного агентства рассказал, что в письме Елина отмечается, что действующий закон N 223-ФЗ предусматривает возможность осуществлять закупки недвижимого имущества любыми способами, в том числе у единственного поставщика, что позволяет приобретать конкретные индивидуально определенные объекты. При этом соблюдение требований закона «обеспечивает открытость таких закупок, в том числе прозрачность ценообразования, что является необходимым условием для эффективного расходования денежных средств».

Согласно данным единой информационной системы, в 2015 г. заказчики провели закупки недвижимого имущества на сумму свыше 647 млрд руб., что более чем вдвое превышает объем закупок недвижимого имущества в 2014 г. «Исключение закупок недвижимого имущества из сферы действия закона N 223-ФЗ представляет нецелесообразным и будет противоречить его основным целям и принципам», - заключает заместитель министра экономического развития России.

Он также отмечает, что нынешние нормы закона не содержат препятствий для внутригрупповых закупок у дочерних компаний, в том числе такие закупки могут осуществляться у единственного поставщика. Министерство экономического развития полагает, что установление в законе изъятий для внутригрупповых закупок приведет к тому, что заказчики будут осуществлять закупки на неконкурентной основе через юридических лиц, входящих с ними в одну группу, но не подпадающих под действие закона. Также это будет стимулировать заказчиков создавать непрофильные дочерние компании, чтобы проводить закупки на неконкурентной основе.

Елин в комментарии предложения об исключении из-под действия закона финансовых сделок отмечает, что это не соответствует интересам как самих заказчиков, так и интересам развития банковской системы. Проводимый Минэкономразвития мониторинг контрактной системы не выявил сложностей с закупками финансовых услуг для государственных и муниципальных нужд, где требования далее более жесткие, пишет заместитель министра.

По данным единой информационной системы, в 2015 г. заказчики провели закупки финансовых услуг на сумму свыше 1,2 трлн руб., что составляет 5,2% от общего объема закупок. «Исключение из-под действия закона N 223-ФЗ закупок финансовых услуг выведет указанный объем закупок в неконкурентную сферу, что может в целом негативно отразиться на состоянии конкуренции в банковской системе», - полагают в Министерстве экономического развития.

Вместе с тем в ведомстве полагают, что для осуществления заимствований на внешних рынках представляется возможным определить перечень финансовых услуг, закупаемых у иностранных банков, сведения о закупках которых не составляют гостайны, но не подлежат размещению в единой информационной системе. «Такие меры целесообразно принять в отношении компаний топливно-энергетического комплекса и в отношении иных компаний, на которые распространяются международные санкции», - считают в Минэкономразвития.

Президент «Роснефти» и председатель правления «Газпрома» в своем письме напоминали, что в числе требований к закупочным процедурам закон предусматривает заблаговременное раскрытие информации об основных условиях всех планируемых договоров. По их мнению, применение этих требований в части закупки финансовых услуг и заключения иных финансовых сделок компаниями, попавшими под западные санкции, снижает эффективность их деятельности, а также создает риски ужесточения санкций и применения дополнительных ограничительных мер и штрафов.