Европа снова подняла вопрос роялти за полеты над Сибирью – «Коммерсантъ»

undefined

Европейские авиакомпании вновь вернулись к разговору о сроках модернизации системы роялти, которые они платят «Аэрофлоту» за пользование транссибирскими маршрутами, сообщает «Коммерсантъ».

По данным газеты, авиавласти Италии и стран Скандинавии запросили Минтранс России о статусе внедрения согласованных принципов модернизации системы использования транссибирских маршрутов (ТСМ). Из ответа Москвы следует, что «проводятся внутренние процедуры в соответствии с законодательством РФ». Но «любая попытка внедрить эти принципы создаст препятствия развитию воздушного сообщения между Россией и зарубежной стороной», а «в случае вмешательства третьей стороны договоренности по ТСМ могут быть пересмотрены».

Система платежей за пользование ТСМ возникла в 1970-х годах. СССР и РФ не подписали соглашение о транзите при международных перевозках Чикагской конвенции, и Москва взимает плату за пролет (роялти) с иностранных компаний, летящих из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. Экономия времени на парный рейс в среднем составляет 4-5 часов, или около $80 000. Данные об объеме роялти «Аэрофлот» (получает основную часть средств) не раскрывает. В отчетности группы указаны «доходы по соглашениям с авиакомпаниями», в 2015 г. они достигли 31,5 млрд руб., пишет газета. По неофициальным данным, объем средств рос от десятков миллионов долларов в год в 1970-х годах до $200-500 млн в 2000-х. Часть роялти «Аэрофлот» отдает Росавиации на летные училища, авиатренажеры и другие цели.

Москва и Брюссель согласовали реформу системы роялти еще в конце 2011 г., ее планировалось завершить в 2014 г,. Но, как выяснилось, процесс застопорился: риск потери роялти особенно опасен для «Аэрофлота» на фоне падающего рынка. Собеседник газеты в отрасли сообщил, что сейчас на высшем уровне есть негласное указание «не развивать указанную тему».