Россия предложила Китаю вложить средства в железные дороги до портов Северного морского пути

undefined

Россия предлагает Китаю вложить средства в строительство железнодорожных веток до портов Северного морского пути, чтобы по этому маршруту китайские товары могли отправляться в Европу. Как передает ТАСС, это на молодежном арктическом форуме в Малых Карелах заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Чиновник напомнил, что Китай производит много товаров для Европы. «Мы им предлагаем: давайте, пожалуйста, можно нашим Северным морским путем отправлять ваши китайские товары, но для того чтобы заработал этот маршрут, вы можете на условии концессии, на других экономических условиях вложиться в реализацию двух проектов – либо "Белкомура", либо железнодорожной магистрали, которая свяжет промышленный Урал с северными морскими портами», – сказал он. По оценке Рогозина, договориться удастся, поскольку уже 29 марта на заседании двусторонней межправительственной комиссии «китайские коллеги высказали свои замечания, вопросы, и эти вопросы уже носят не абстрактный, а конкретный технический характер, который требует ответов». «То есть мы уже вошли с ними в совместную работу, и это позволит нам, я думаю, реализовать эти планы», – считает вице-премьер.

Северный морской путь по его возможностям Рогозин сравнил с путем «из варяг в греки», однако подчеркнул, что этот маршрут сопряжен с целым рядом трудностей, одна из которых – тяжелое ледовое покрытие. «Для того чтобы заработал СМП, нужны современные атомные ледоколы для ледовой проводки и дизель-электрические – для того, чтобы обеспечить работу портов», – сказал вице-премьер. Также он считает необходимым обустроить современные порты, обеспечить надежную навигацию, ледовую разведку, связь и систему спасения на Севморпути. Но все это понадобится, только если Северный морской путь будет обеспечен грузопотоком.

Россия рассчитывает на транзит по Северному морскому пути иностранных товаров, вывоз углеводородов с арктических месторождений, и, наконец, на вывоз собственной продукции, которая производится на промышленном Урале и в Сибири. Однако, подчеркнул Рогозин, по последнему пункту «пока конь не валялся», так как железная дорога, идущая от Урала, не достроена. Решить эту проблему как раз призваны проекты «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал) и Северный широтный ход – проектируемая магистраль, которая пойдет к Обской губе. «Без решения этого вопроса разговоры о Северном морском пути – это чистая абстракция, теория. Никогда он не заработает, если не будет загружен большим количеством товаров, продукции, которая реально произведена внутри собственной страны. Нельзя быть иждивенцем и считать, что мы можем выжить за счет транзита чужих грузов – у нас своих грузов много, но они сегодня неконкурентны, потому что, пока мы их по железной дороге через юг страны повезем куда-то на Запад, там тарифы накрутят такую цену, что это бессмысленно и неконкурентоспособно», – отметил он.