«Коммерсантъ» узнал о планах «Роснефти» по загрузке Севморпути

«Роснефть» решила внести вклад в обеспечение загрузки Севморпути за счет сырья со своих месторождений Ванкорского кластера. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Речь идет о Сузунском, Тагульском и Лодочном месторождениях. Оценить целесообразность создания инфраструктуры для поставок по Севморпути этого сырья, а также нефти с месторождений Пайяхской группы, которые разрабатывает «Нефтегазхолдинг» (НГХ), президент НГХ Эдуард Худайнатов и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев попросили вице-премьера Максима Акимова.

Авторы обращения указали на риски срыва поручения президента по обеспечению загрузки Севморпути на уровне 80 млн т к 2024 г. В качестве варианта решения проблемы они предложили строительство нефтепровода от Ванкорского кластера через Пайяхские месторождения до бухты Север на побережье Таймыра. Предполагается, что длина трубы могла бы составить около 600 км, а мощность – 25 млн т с возможностью расширения до 50 млн т.

В «Роснефти», НГХ и «Росатоме» отказались от комментариев. Источник издания в «Росатоме» пояснил, что, с точки зрения госкорпорации, чем больше проектов в Арктике, тем больше грузооборот и потребность в атомных ледоколах. По данным издания, «единый арктический маршрут транспортировки нефти» в районе Таймырского участка упоминался на заседании правительственной рабочей группы по развитию СМП во главе с Максимом Акимовым 25 февраля. Доклад от лица НГХ делал вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин, который также курирует дальневосточную суперверфь «Звезда».

Месторождения Ванкорского кластера, главного добывающего актива «Роснефти» в Восточной Сибири, уже подключены к системе «Транснефти». Если сырьевые потоки будут развернуты на север, инфраструктура «Транснефти» может остаться полупустой.

Планы НГХ по развитию Пайяхи уже входят в федеральный проект «Северный морской путь». Теперь Худайнатов просит правительство о включении в него и ресурсов Ванкорского кластера. По одной из последних версий паспорта проекта, на развитие морского терминала в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхи заложено 81 млрд руб. внебюджетных инвестиций.

К 2024 г. НГХ и «Роснефть» планируют отгружать через бухту Север 20 млн т нефти, половину этого объема должны составить ванкорские ресурсы. Один из источников в отрасли говорит, что транспортировка с Ванкора до Севморпути с учетом использования танкеров ледового класса минимум вдвое дешевле, чем альтернативный маршрут по системе «Транснефти» через порт Козьмино на Дальнем Востоке. Еще два источника считают, что система «Транснефти» дешевле использования Севморпути на «несколько долларов на баррель». Советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил, что в компании готовы «конкурировать с новым направлением».

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Я хочу подписаться