Неблагополучную молодежь зовут на работу

Минтруд проводит эксперимент по переобучению и трудоустройству 6500 безработных
Максим Богодвид / РИА Новости

Молодые россияне, которые после школы нигде не учатся и не работают, получили возможность приобрести новую специальность и найти работу в рамках экспериментального проекта Минтруда по карьерному сопровождению. До конца года участие в нем примут 6500 представителей «проблемной» молодежи

Минтруд и Агентство развития навыков и профессий (бывшая «Ворлдскиллс Россия») до конца года переобучат 6500 безработных молодых людей в рамках пилотного проекта по карьерному сопровождению молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, сообщил «Ведомостям» представитель Минтруда. Он уточнил, что проект стартовал в июне 2022 г., когда вышло соответствующее постановление правительства, но первые месяцы ушли на отработку методологии, подбор наставников. С осени началась активная фаза реализации проекта.

Сейчас, по данным Минтруда, в нем принимают участие 5200 молодых людей из 20 регионов России, в ноябре число участников увеличится еще на 1300 человек. Они смогут получить базовые специальности и устроиться на стартовые позиции в компании – партнеры проекта, под конкретные потребности которых разрабатываются программы обучения. Сейчас в проекте принимают участие 365 работодателей.

На финансирование проекта до конца года заложено 650 млн руб. В эту сумму включены персональное сопровождение соискателя на протяжении 1,5 месяца, расходы на обучение и организацию профессиональных проб, оплата труда преподавателей, психологов и наставников.

Источник «Ведомостей» в министерстве пояснил, что проект рассчитан на людей, которые «либо не получили школьный аттестат и не смогли поступить в колледж, либо же после школы никуда дальше не пошли – ни на учебу, ни на работу, ни в службу занятости». «Задача в рамках этого проекта – сначала таких людей выявить, затем их заинтересовать, обучить и вовлечь в экономику», – рассказал источник. Также принять участие в проекте смогут молодые люди, которые вернулись из мест лишения свободы, а в отдельных случаях и вернувшиеся со срочной службы, например «когда соискатель начал учиться, затем бросил колледж или институт и пошел в армию».

Всего, согласно докладу Росстата о численности населения на 1 января 2022 г., в стране проживало более 14,2 млн человек в возрасте от 15 до 24 лет. Представитель пресс-службы Росстата сообщил «Ведомостям», что в 2021 г. доля молодежи в возрасте 15–24 лет, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков, в общей численности этой возрастной группы составила 10,2% (у мужчин – 9,0%, у женщин – 11,4%). То есть в России молодых людей подходящих под эти критерии, может быть около 1,4 млн человек.

Гендиректор ВНИИ труда Дмитрий Платыгин рассказал «Ведомостям», что проблема молодежи, не имеющей навыков и опыта работы, стала особенно наглядна в пандемию, когда было увеличено пособие по безработице и люди стали активно регистрироваться в службе занятости. «Больше половины из тех, кто встал на учет за увеличенным пособием [в этот период], не имели образования – ни среднего, ни высшего», – отметил он. По его мнению, вовлечение в занятость – это эффективный способ увеличения дохода таких граждан и одно из решений задачи восполнения дефицита кадров. Задачу пилотного проекта он назвал «трудной»: «Надо выработать модель взаимодействия с такими соискателями: поддержать их, мотивировать на перемены».

Чтобы выявить такую молодежь, нужно искать разрыв, который произошел между окончанием школы и дальнейшей профессиональной активностью, продолжил собеседник «Ведомостей» в Минтруда: «То есть получил человек аттестат или, например, не сдал ГИА и не пришел пересдавать на следующий год – и дальше нет никаких сведений о его обучении или занятости. Значит, скорее всего, этот человек просто нигде не работает и не учится, и его надо найти». При этом такой человек «мог уйти в серую занятость», замечает собеседник: «Но тогда стоит задача вывести его из серой зоны».

Представитель Минтруда добавил, что для участия в пилотном проекте привлекали в первую очередь тех людей, которые обращались за помощью в центры соцобслуживания или центры социальной защиты: «Обращались в вузы и колледжи, чтобы выйти на связь с теми, кто бросил обучение. Связывались с детскими домами, комиссиями по делам несовершеннолетних и предлагали молодым людям участие в проекте».

Заместитель гендиректора Агентства развития навыков и профессий Евгения Нероди-Гречка рассказала «Ведомостям», что в рамках проекта применяется уже наработанный опыт организации по выводу молодежи из теневого сектора экономики и формированию у них новых профессиональных навыков. На первом этапе, по ее словам, проводится оценка интересов человека, на втором этапе он получает возможность пройти несколько профессиональных проб, чтобы выбрать наиболее понравившуюся ему отрасль. «После профессиональных проб начинается обучение (минимум 72 академических часа), после чего участник проекта трудоустраивается или становится самозанятым, – рассказала Нероди-Гречка. – При этом продолжается дальнейшее сопровождение, чтобы человек не потерял интерес к своей работе уже через месяц».

В качестве кураторов выбираются люди, знакомые участникам проекта, потому что каждый новый взрослый в их жизни – дополнительная нагрузка и стресс, пояснила она: «Это могут быть психологи или педагоги центров соцобслуживания, или, например, психологи ФСИН, если речь идет об осужденных гражданах». Она отметила, что задача проекта – «поменять образ мышления [таких людей] с ожидания пособия на заработок».

Директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова отмечает, что в России число граждан, которые не знают, как трудоустроиться, исчисляется миллионами. «И это не потому, что они ленивые или не хотят работать, – сказала она «Ведомостям». – Люди не знают, какие есть свободные рабочие места, на какие вакансии есть спрос, как переобучиться на востребованные вакансии». Среди них тысячи молодых людей, которые, например, из-за отсутствия социального капитала или слабого профориентирования в школе не могут выйти на рынок труда, и для них важно иметь «окно возможностей» через службу занятости, сказала Овчарова.