IT-специалистов на фоне дефицита кадров предложили искать среди геймеров

Уровень подготовки программистов будет перераспределяться в пользу СПО
Киберспортсмены «практически никогда не обладают навыками разработчиков»/ Freepik

Проблему острой нехватки кадров в IT-отрасли обсудили 26 января на круглом столе под председательством члена комитета Совета Федерации (СФ) по бюджету и финансовым рынкам Вадима Деньгина. Как заявлял в конце 2022 г. на правительственном часе в Госдуме министр цифрового развития Максут Шадаев, за год Россию покинуло около 100 000 IT-специалистов.

Несмотря на то что 80% уехавших продолжают работать на российские компании, дефицита кадров это не решает. В частности, по данным рекрутингового сервиса HeadHunter, до 2022 г. ежегодно на 49% увеличивалось количество вакансий DevOps-инженеров. Такой специалист с пятилетним опытом работы может рассчитывать на зарплату в районе 500 000 руб. Данных о таких вакансиях за 2022 г. пока нет, но, как заявили на круглом столе в СФ, потребность в DevOps-инженерах только усилилась.

Генеральный директор компании «Мобильное электронное образование» (МЭО) Александр Кондаков в ходе обсуждения предложил развивать отечественный киберспорт, чтобы выявлять перспективные кадры среди участников соревнований. Он напомнил, что, когда перед Великой Отечественной войной стояли задачи по подготовке кадров, связанных с трудом и обороной, появилась система БГТО («Будь готов к труду и обороне»). С учетом сегодняшних потребностей рынка начать, по его мнению, тоже можно с игры. «Если ставится вопрос о развитии киберспорта в России, то это может быть система соревнований, которая приводит к выявлению, поддержке и сопровождению команд, которые в том числе в дальнейшем будут серьезными специалистами в области разработки», – заявил гендиректор МЭО. По его мнению, «необходимо всячески поддержать развитие отечественных научных школ в области видеоигр, соответствующих движков и развитие видеоспорта как массовой системы выявления и поддержки кадров».

Замминистра образования Дарья Кирьянова рассказала, что в ходе подготовки турнира «Игры будущего 2024» формируется движение «фиджитал», включающее в себя обучение и практику по объединенным направлениям программирования, киберспорта и классического спорта. В рамках движения инициирован образовательный проект Phygital Learn, объединяющий мероприятия в сфере образования и просвещения по техническим и спортивным дисциплинам. Фиджитал-движение призвано готовить специалистов по новым направлениям, таким как «Киберфизические системы», «Беспилотная робототехника», «Технологии цифрового моделирования и искусственного интеллекта».

В Федерации компьютерного спорта России (ФКС России) сообщили «Ведомостям», что стараются «всячески развивать образовательный аспект киберспорта», в частности запустили «Школу boost», киберспортивную школу для детей и подростков, где они занимаются с профессиональными тренерами. «Федерация сотрудничает со многими ведущими вузами России и организует на их базе профильные курсы и образовательные программы. Наши спортсмены с самых юных лет умело разбираются во всем, что находится «по ту сторону экрана». Что в дальнейшем позволяет им без лишних хлопот учиться на IT-специальностях и находить себе работу в этой сфере», – рассказали в ФКС России.

Вместе с тем основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов рассказал «Ведомостям», что успешной практики использования киберспортсменов в качестве разработчиков нет. По его словам, киберспортсмен далеко не всегда может стать успешным IT-специалистом. «IT-специалистам важно длительное и качественное образование, изучение языков программирования, программных пакетов, пайплайнов производства и т. д. В то время как игры больше задействуют когнитивные способности и так называемые софт-скиллы: командную работу, умение договариваться, иногда даже аналитическое мышление», – пояснил он.

По словам Сахнова, киберспортсмены «практически никогда не обладают навыками разработчиков»: «Эти сферы деятельности не пересекаются. Есть люди, которые делают киберспортивные игры, и это тоже IT-специалисты и разработчики, работающие преимущественно на Unity и Unreal Engine». Но сами киберспортсмены, комментаторы, ведущие и менеджеры киберспортивных соревнований обычно не обладают никакими навыками программирования, производства графики и видео. Для увеличения количества IT-специалистов на рынке он предлагает субсидировать профильные вузы и создавать привлекательный климат и инфраструктуру: «Айтишники предпочитают компании, где будет комфортно работать. Выбор же они делают, опираясь на атмосферу в коллективе, новые вызовы, которые дает им работа, потенциал и значимость продукта для мира, страны и рынка и комфортный рабочий график».

Еще одно предложение участников круглого стола в СФ по преодолению дефицита кадров в IT-сфере заключалось в более активном привлечении сферы среднего профессионального образования (СПО) в подготовке специалистов. Первой об этом заявила зампред комитета СФ по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская: «Необходимо разработать процесс преодоления дефицита цифровых кадров через профессионалитет».

Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов предложил при подготовке IT-кадров «сделать основной акцент на сфере СПО, внедрить туда современные программы, которые уже есть и которые показали свою эффективность». «Вузы, скорее, будут выполнять роль элитных центров подготовки. Прежде всего, конечно, хорошие ведущие университеты, у которых есть и сейчас масса программ с большим количеством IT-компаний», – считает он. Кондаков из МЭО также считает, что «сейчас СПО-уровень [для подготовки IT-кадров] более чем достаточный». «Необходимо перераспределение подготовки специалистов между уровнями образования», – добавил он.

«Ведомости» отправили запрос в Минпросвещения, которое курирует СПО в России.

Уточнение. Уже после публикации материала представитель Минпросвещения сообщил «Ведомостям», что 2023 г. IT-отрасль вошла в федеральный проект «Профессионалитет», призванный существенно изменить ситуацию за счет своей подстройки под мобильность рынка труда и задачи импортозамещения. «Синхронизация кадровых потребностей предприятий с возможностями системы среднего профессионального образования для развития реального сектора экономики и является одной из основных целей “Профессионалитета”», – пояснили в ведомстве. Кроме того, в 2022 г. году была разработана новая специальность 09.02.08 «Интеллектуальные интегрированные системы», которая предусматривает выпуск специалиста со знаниями и практическими навыками для работы как с точки зрения установки сенсоров, устройств исполнения, так и с точки зрения разработки платы, программирования микроконтроллера, а также администрирования сервера, который выполняет обработку данных

«Таким образом, начатые изменения в системе СПО как в части мощной инфраструктурой поддержки колледжей в тесной связке с отраслями в рамках проекта “Профессионалитет”, так и в части содержательно методологических механизмов, основанных в том числе на создании бесшовной модели подготовки кадров, включая интегрированные программы СПО с уровнем бакалавриата, на сегодняшний день уже в определенной степени позволяют перераспределить подготовку IT-специалистов на уровень СПО. Необходима доработка нормативно-правовой базы чтобы обеспечить полноценное внедрение этих подходов после апробации», – заключили в ведомстве.