Дышать полной «грудью»

С изменением экологической политики городских властей качество воздуха в Москве значительно улучшилось. Столица всерьез заинтересована в новых экологических проектах
Евгений Разумный / Ведомости

Москва попала в список 30 лучших столиц по качеству воздуха в мировом рейтинге за 2020 г. В отчете использовали сведения о состоянии атмосферы 92 городов мира. Рейтинг составляется на основе данных о содержании в атмосфере мелких твердых частиц (PM2.5). Показатели поступают с наземных станций мониторинга на онлайн-платформу IQAir. Среди основных источников PM2.5 – выбросы автотранспорта, производства электроэнергии с использованием угля и мазута, а также отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. 

Выяснилось, что по итогам 2020 г. содержание взвешенных частиц в Москве было в 1,5–2,6 раза ниже, чем в таких городах, как Афины, Белград, София и Варшава. Кроме того, в столице PM2.5 на 22% ниже, чем в Риме, и на 11% ниже, чем в Париже. С 2013 г. содержание PM2.5 в столичном воздухе снизилось в 1,5 раза. Также в 2,3 раза сократилась концентрация оксида углерода, в 1,3 раза – диоксида азота, в 2,2 раза – оксида азота. Улучшение качества воздуха стало возможным в том числе за счет развития общественного транспорта, модернизации промышленных предприятий и топливно-энергетического сектора.

«Для таких городов, как Москва, экологический вопрос – один из самых главных. Все жители убеждены: чем больше город, тем больше экологических проблем. Так оно и было до какого-то времени. Начиная с 2010 г. мы каждый год видим улучшение экологической ситуации», – заявил в июле прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин. 

Работу Москвы над снижением воздействия на окружающую среду оценили не только на родине, но и за рубежом. Международная организация Carbon Disclosure Project (CDP) в феврале текущего года включила российскую столицу в список городов категории А своего рейтинга. Как отметили эксперты CDP, благодаря своей экологической политике Москва достигла высоких результатов в борьбе с климатическими изменениями.

Положительную динамику подтверждает директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. В разговоре с «Ведомости. Экологией» он отметил, что за 13 лет существования «Национального экологического рейтинга регионов», который ведет представляемая им организация, столица поднялась из середнячков в лидеры, оказавшись рядом с Алтайским краем и Белгородской областью.

«В нашем рейтинге важное значение имеет еще и динамика ситуации. В Москве за последние 10 лет ситуация значительно улучшилась. Сказывается изменение экологической политики в целом», – отметил Пукалов. 

Зеленая экономика

В апреле 2021 г. Собянин утвердил концепцию зеленых облигаций. Столица стала первым регионом, который запустил этот инструмент. В концепции учтены экологические и социальные факторы, от которых зависит улучшение качества жизни горожан. В конце мая город разместил выпуск семилетних зеленых облигаций объемом 70 млрд руб. Это отражает повышение внимания властей и населения к тому, чтобы развитие города было устойчивым и экологически эффективным, подчеркивает Владимир Ефимов. 

«В последние годы во всем мире практика выпуска зеленых облигаций и других облигаций устойчивого развития стремительно развивается. Только по итогам 2020 г. мировой рынок ESG-финансирования превысил $1 трлн. Мы изучили опыт городов и стран, выпускающих облигации устойчивого развития, и считаем тенденцию целевых заимствований абсолютно правильной: привлекаются средства, которые направляются на реализацию целей устойчивого развития, экологические проекты. Мы убеждены, что зеленые облигации будут полезны и городу, и его жителям», – говорит Ефимов.

Зеленые облигации уже пользуются большой популярностью у инвесторов. При размещении общий объем заявок на покупку составил более 86 млрд руб., что в 1,2 раза превысило предложение. По словам министра правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития города Кирилла Пуртова, столица размещает зеленые облигации для финансирования важнейших городских проектов. «Все социальные обязательства города выполняются за счет собственных источников, займы привлекаются для наращивания инвестиционных расходов Москвы. Финансирование проектов за счет облигаций обойдется городу дешевле, чем приостановка проектов и их реализация, когда в бюджете на это появятся средства», – заявил Пуртов.

Также город продолжает заключать контракты жизненного цикла (КЖЦ). Это соглашения на поставку и последующее обслуживание оборудования и техники. В 2020 г. Москва заключила 74 КЖЦ на общую сумму свыше 74 млрд руб. Из них 72 контракта касаются поставок медицинского оборудования. Уже сейчас КЖЦ составляют больше половины проектов государственно-частного партнерства столицы, в будущем количество таких сделок планируют увеличивать.

Транспорт с новым подходом

На полученные от зеленых облигаций деньги будут профинансированы проекты в сфере транспорта. К примеру, на эти средства в 2021 г. планируется закупить не менее 400 электробусов. По КЖЦ куплено и обслуживается около 600 электробусов, которые работают на 45 маршрутах столицы. До 2023 г. в планах города приобрести еще 1500 единиц.

Только от замены одного дизельного автобуса на электробус количество выбросов загрязняющих веществ снизится на 260,5 кг в год для класса «Евро-4» и на 189 кг в год для класса «Евро-5». Сокращение выбросов CO2 в среднем станет ниже более чем на 60 т в год.

Также часть средств от зеленых облигаций пустят на строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) столичного метрополитена. Конкретно – на строительство 18 станций и 43,8 км линий. 

Как и в случае с электробусами, экологический эффект не заставит долго ждать. Благодаря открытию новых участков БКЛ начиная с 2023 г. на улицы города перестанут выезжать не менее 10 000 автомобилей ежедневно. Это обеспечит снижение выбросов загрязняющих веществ на 885,5 т в год. К тому же выбросы CO2 должны сократиться на 20 900 т в год.

Электробусами и строительством БКЛ дело не ограничивается. Все больше жителей и гостей столицы могут воспользоваться электромобилями. С 2013 г. парковка на всех улицах столицы для них бесплатная. Кроме того, Мосгордума в конце 2019 г. приняла закон, освобождающий владельцев электрокаров от уплаты транспортного налога до 31 декабря 2024 г.

В середине 2020 г. в пределах Третьего транспортного кольца насчитывалось более 100 электрозарядных станций. Согласно проекту «Энергия Москвы», к 2023 г. их количество планируют увеличить до 600. Также в городе собираются установить новые виды станций. С их помощью на зарядку автомобиля будет уходить всего 20 минут.

При этом столица не только внедряет электротранспорт, но и создает его. На площадке «Алабушево» (входит в особую экономическую зону «Технополис «Москва») компания Drive Electro возведет комплекс по производству электрогрузовиков и комплектующих электротранспорта. Затраты на проект составят 375 млн руб.

В Москве больше 90% выбросов приходится на автомобильный транспорт, но в последние годы эта цифра значительно снизилась, подчеркивает Пукалов. По его словам, кроме внедрения электротранспорта это связано с ограничениями движения большегрузных автомобилей по городу и введением платных парковок. Вторая инициатива позволила разгрузить Москву от заторов, в которых автомобили дают больше всего выхлопных газов, и переориентировать часть автолюбителей на общественный транспорт, заявил эколог.

Преображение промышленности

На данный момент на промышленные предприятия города приходится всего 7% воздействия на окружающую среду. Несмотря на и так небольшую долю, бизнес продолжает работать над ее дальнейшим сокращением.

В городе по экопринципам модернизируются уже действующие предприятия. Самым масштабным проектом здесь является Московский НПЗ. Его обновление стартовало в 2010 г., полностью эту работу планируют завершить до 2025 г. В июле 2020 г. на заводе ввели в эксплуатацию новый высокотехнологичный комплекс переработки нефти «Евро+». На церемонии председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков заявил, что благодаря его компактности и эффективности удалось отказаться от пяти морально устаревших установок. По его словам, этот фактор значительно снизит нагрузку на окружающую среду. По данным властей, за счет запуска «Евро+» воздействие на атмосферный воздух с каждой тонны переработанной нефти сократится на 11%.

Власти города уже ведут диалог с городскими предприятиями о возможных льготах за модернизацию работы по новым экологическим стандартам, сообщил «Ведомости. Экологии» руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров. Однако пока данный вопрос находится на этапе обсуждения, подчеркнул он. Москва уже дает льготы предприятиям. Это в том числе налоговые послабления и инвестиционные вычеты, перечисляет собеседник. Сэкономленные деньги бизнес инвестирует в закупку нового, а значит, и более экологичного оборудования, что приведет к очередному улучшению окружающей среды. 

«Что касается строительства новых промышленных предприятий, мы внимательно изучаем не только инвестиционный план, но и техническое оснащение. При принятии решения о реализации того или иного масштабного инвестиционного проекта, в рамках которого город предоставляет землю в аренду без торгов, специалисты обращают внимание на возможный уровень выхлопа вредных веществ от жизнедеятельности производства», – подчеркивает Прохоров.

При этом Москва на сегодняшний день ориентируется не на заводы-гиганты, а на более компактные производства. Они уже строятся по современным экопринципам и дают городу новые рабочие места с привлечением высококвалифицированных кадров. 

За деятельностью городских предприятий пристально следит Мосэкомониторинг, отметил Пукалов. На сегодняшний день в городе установлено более 50 автоматических станций, в том числе в ТиНАО и ЗелАО. Эксперт подчеркнул, что для загрязнителей воздуха предусмотрены серьезные штрафы. Чтобы не платить их на постоянной основе, бизнес сам ориентируется на новые экологические стандарты.