Налог на выбросы углерода в ЕС может нанести ущерб развивающимся странам

Достижение цели ЕС по сокращению выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году потребует сокращения выбросов как внутри стран ЕС, так и за их пределами. С этой целью инициатива Европейской комиссии (ЕК) «Готовность к 55», пакет предложений, направленных на достижение цели блока по сокращению выбросов, включает механизм корректировки углеродных границ (CBAM), призванный вовлечь другие страны в борьбу с изменением климата.

CBAM будет облагать налогом импортные товары, продаваемые на рынках ЕС, на основании количества выбросов, необходимых для их производства. Предлагаемый сбор предназначен для борьбы с так называемой утечкой углерода, которая происходит, когда предприятия в ЕС перемещают производство в страны, не входящие в ЕС, с менее строгими правилами выбросов. Другими словами, Европа больше не собирается игнорировать воздействие иностранных товаров на климат. Но хотя эта мера может помочь сократить выбросы и уравнять конкурентные условия для компаний из ЕС, связанный с ней торговый протекционизм рискует нанести ущерб развивающимся странам. Об этом пишет издание Eco-Business.

Первоначально CBAM будет применяться к отраслям с наибольшим уровнем выбросов — черной металлургии, производству цемента, удобрений, производству электроэнергии — и, вероятно, в ближайшие годы будет распространен на другие отрасли. В настоящее время продукты, произведенные в ЕС в этих отраслях, облагаются налогом в соответствии с внутренней ценой на выбросы углерода, а товары из-за пределов блока — нет. Если в стране уже есть внутренняя цена на углерод, пограничный налог будет снижен или отменен. Налог ЕС будет вводиться поэтапно в течение следующих четырех лет. К 2023 году импортеры должны будут сообщать о выбросах, связанных с импортируемыми ими товарами, хотя налог на эти выбросы не будет взиматься до 2026 года. Годовой доход в размере  €1 млрд, ожидаемый от CBAM, а также годовой доход в размере  €9 млрд, ожидаемый от системы торговли квотами на выбросы ЕС в 2023–2030 годах, а также налоги на транснациональные корпорации будут поддерживать фонд для борьбы с пандемией COVID-19 в размере  €750 млрд.

Хотя предлагаемый налог еще не утвержден, он уже влияет на решения политиков и компаний-торговых партнеров ЕС. Например, Турция и Индонезия планируют ввести налоги на выбросы углерода, чтобы смягчить последствия CBAM для своей экономики. Турция сильно подвержена риску, потому что на ЕС приходится 41% ее экспорта. Индонезия экспортирует в ЕС пальмовое масло и химикаты на миллиарды евро. Принятие внутренней цены на углерод позволит им частично или полностью избежать CBAM и сохранить налоговые поступления вместо того, чтобы переводить их в ЕС.

Декарбонизация производства таких энергоемких товаров, как цемент и сталь, не является легкой или дешевой. ЕС мог бы предотвратить негативные последствия введения CBAM для развивающихся стран,  поддерживая те компании, которые нуждаются в наибольшей помощи, чтобы уменьшить свои выбросы. Такая поддержка может быть обеспечена за счет выделения ресурсов и технологий для повышения эффективности промышленных процессов, финансирования проектов по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) и освобождения беднейших стран от CBAM, где это необходимо. ЕС также должен выделить часть доходов от CBAM, чтобы помочь развивающимся странам внедрить более чистые технологии (например, для производства экологически чистого цемента во Вьетнаме или химических веществ в Индонезии) и, таким образом, сократить выбросы в долгосрочной перспективе. Помогая финансировать «зеленый переход» развивающихся стран, ЕС мог бы смягчить протекционистскую угрозу в своей собственной климатической повестке дня.