Google изменил методику расчета влияния авиации на глобальное потепление

Способ, которым Google рассчитывает влияние ваших полетов на климат, изменился. И не в лучшую сторону

Теперь кажется, что полеты оказывают гораздо меньшее воздействие на окружающую среду, чем раньше. Крупнейшая в мире поисковая система Google убрала ключевой фактор глобального потепления из своего онлайн-калькулятора выбросов углерода, сообщают западные СМИ.

Полеты влияют на климат множеством способов, помимо углекислого газа, образующегося при сжигании авиационного топлива. К ним относится создание длинных тонких облаков высоко в атмосфере, известных как инверсионные следы, которые улавливают тепло, излучаемое Землей, что приводит к эффекту потепления на планете. Эти дополнительные воздействия на потепление означают, что, хотя на авиацию приходится только около 2% глобальных выбросов углекислого газа, на этот сектор фактически приходится около 3,5% потепления, вызванного деятельностью человека.

Google заявил, что внес изменения после консультаций со своими «отраслевыми партнерами». Углеродный калькулятор, встроенный в онлайн-службу поиска авиабилетов Google Flights предлагает рассчитать выбросы, создаваемые вашим путешествием. Функция предназначена, чтобы помочь пассажирам сделать более экологичный выбор при планировании полета. Однако Google решил исключить из калькулятора все последствия полетов для глобального потепления, кроме выбросов углекислого газа. «Google убрал огромное количество сведений о влиянии авиационной отрасли на климат, — прокомментировал главный научный сотрудник Greenpeace доктор Дуг Парр. Некоторые эксперты считают, что расчеты Google в настоящее время отражают чуть более половины реального воздействия полетов на климат. «Теперь он значительно занижает глобальное влияние авиации на климат», — говорит профессор Дэвид Ли из городского университета Манчестера, автор наиболее полной научной оценки вклада авиаперелетов в глобальное потепление.

Причина этого, как заявил Google в ответ на запрос о комментариях, заключается в том, что приоритетом компании является «точность индивидуальных оценок полета», которые она предоставляет своим потребителям. В нем говорится, что они работают с учеными, чтобы лучше понять, как инверсионные следы и другие последствия потепления влияют на конкретные полеты. Следует отметить, что разработанная компанией методология расчета выбросов углекислого газа широко признана отраслевым стандартом в авиации. Его использует Skyscanner, одно из крупнейших онлайн-турагентств в мире, которое посещают более 100 миллионов человек в месяц. Ряд других крупных туристических онлайн-компаний, включая Booking.com, Expedia, Tripadvisor и Visa, сообщили, что также намерены использовать его.

Директор Google по устойчивому развитию Кейт Брандт заявила, что компания стремится «создавать инструменты, которые позволят путешественникам и бизнесу по всему миру расставлять приоритеты в области устойчивого развития». Однако отраслевые эксперты считают, что решение изменить методологию будет иметь противоположный эффект. Например, основатель Thrust Carbon, британской компании, специализирующейся на оказании помощи предприятиям в уменьшении влияния их поездок, опасается, что потребители могут прийти к выводу, что воздействие на климат, не связанное с выбросами углекислого газа, не имеет значения в долгосрочной перспективе, несмотря на то, что научные данные опровергают это. До 1,5% потепления, вызванного деятельностью человека, будет игнорироваться, и соответственно уменьшится давление на авиакомпании по сокращению выбросов.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), с 2000 года выбросы авиационной отрасли выросли на 50%, и ожидается, что отрасль будет расти более чем на 4% ежегодно в течение следующих двух десятилетий.