Ответственное потребление как новое правило торговли

Российские ритейлеры активно внедряют соответствующие практики в свои бизнес-процессы
ВГЕНИЙ РАЗУМНЫЙ / ВЕДОМОСТИ

ESG-повестка и вопросы ответственного отношения к окружающему миру меняют подход к организации торговли.

Как начались ESG

Впервые ESG-принципы были сформулированы в 2004 г. бывшим генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Западные компании быстро вписались в эту повестку, причем в первых рядах были ритейлеры. Например, американская продуктовая сеть Walmart начала публиковать ESG-отчетность еще в 2005 г.

Эта компания установила 2040 год в качестве целевой даты для достижения нулевых выбросов углерода. И показательно борется с небережливым использованием материалов. Например, на сайте Walmart сообщается, что в США каждый пластиковый пакет используется в среднем 12 минут, а перерабатывается менее 10% из них. Walmart разместила более чем в 20 000 своих магазинов контейнеры для сбора пластиковых пакетов и упаковочной пленки.

ESG-отчетность сегодня необходима для получения зеленых кредитов и выпуска зеленых облигаций, роста котировок и благосклонности инвесторов. Но есть еще один момент, который принимают в расчет торговые сети.

«Повестка ESG ритейлерам очень интересна, они ориентируются на новое поколение — в основном молодежь, которая отдает предпочтение экологичным товарам и ответственным производителям. Причем готова за это переплачивать», — считает Артем Ларин, партнер EY, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития в странах Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии.

Кому это нужно

Ведущие российские ритейлеры занялись зеленой повесткой относительно недавно, но весьма активно. Вот некоторые причины, которые заставили их поторопиться.

Московская биржа с 2019 г. требует от компаний, которые на ней котируются, раскрытия информации об их воздействии на экологию, экономику и общество. «Правда, биржа не выдвигает жестких требований к формату раскрытия данной информации, но само по себе наличие такого отчета эмитента необходимо», — отметила Юлия Емельянова, заместитель гендиректора консалтинговой компании «Нексиа Пачоли».

Считается, что любая компания, которая соответствует требованиям ESG, при прочих равных условиях меньше подвержена юридическим, регуляторным и налоговым рискам, рассказала проректор по научной работе Финансового университета Светлана Солянникова. И государство, и финансовые институты ведут работу над тем, чтобы предприятия любой отрасли соблюдали ESG-принципы, считает эксперт. Это теперь часть нового общественного договора и реализации международных целей устойчивого развития.

«Декарбонизация — безусловный тренд, все российские ритейлеры ему следуют, — говорит Ларин. — В перспективе они перейдут на чистые источники энергии, потому что это запрос от всех заинтересованных сторон — от потребителей, инвесторов».

Доходы из отходов

Достижение цели по сокращению использования пластиковой упаковки, увеличение до 100% доли упаковки, полностью пригодной для вторичной переработки, и сосредоточение внимания на замкнутом цикле производства упаковочных материалов — это цели, о которых публично объявили многие мировые ритейлеры, в том числе Walmart, Kroger и Aldi.

Это происходит и в России — все крупные ритейлеры организовали работу с собственными отходами. Сырье, которое собирается и сдается на переработку, — это картон, пленка, пластик, стеклянные банки и т. д.

«Часть выручки ритейлеров уже формируется за счет обращения пластика, макулатуры и прочей упаковки. Они это прекрасно понимают и поэтому выстраивают свои бизнес-процессы так, чтобы зарабатывать на этом еще больше», — считает Ларин.

У торговых сетей, безусловно, есть перспективы работы с отходами, считает Емельянова: «Государственные программы, которые связаны с переработкой отходов, во-первых, не могут объять необъятное, а во-вторых, не противоречат частным инициативам. Именно у ритейлеров больше шансов здесь успешно выступить, потому что они стоят на стыке между потребителями и производителями».

В свою тару и без чека

В рамках ESG-повестки работа с отходами для ритейлеров — один из основных этапов технологической цепочки в рамках учета, закупки, реализации, хранения товаров, утилизации и в рамках ответственного потребления, которое реализуется в обществе, говорит Солянникова. «Поэтому брендирование, маркетирование, акции, скидки при продаже товаров из каких-то переработанных отходов или из тканей, которые прошли вторичную обработку, — это очень важно», — считает она.

«Российский ритейл долгие годы в меньшей мере был ориентирован на соблюдение ESG-принципов. За рубежом ритейлеры, особенно крупные, давно были вынуждены соответствовать репутационным и рейтинговым требованиям, они уже на протяжении многих лет встроены в эту повестку и перестраивают свою работу соответствующим образом», — заключила Солянникова.