«Спрос на нефинансовую отчетность растет очень быстро»

Наиболее сильный рост произошел за последний год
Фото из личного архива

Юлия Емельянова, заместитель генерального директора «Пачоли Консалтинг» — о том, какие существуют стандарты нефинансовой отчетности, чем она интересна контрагентам и инвесторам и насколько быстро растет на нее спрос.

— Каковы требования к интегрированной отчетности российских компаний? Есть ли какие-то правила, принципы ее составления?

— В целом нефинансовая отчетность бывает как минимум трех видов. Первый – это годовые отчеты, которые готовятся компаниями в соответствии с требованиями, предусмотренными законом об акционерных обществах и рекомендациями Банка России, это обязательная отчетность. Второе — добровольные отчеты — интегрированные отчеты, отчеты об устойчивом развитии, годовые отчеты с раскрытием расширенной информации. И третье – специфические отчеты экологического наблюдения, их, согласно нашему законодательству, некоторые компании также обязаны готовить, другое дело, что их обязательное публичное раскрытие не предусмотрено

— Кто в основном является потребителем нефинансовой отчетности?

— Пользователями являются рейтинговые и аналитические агентства, биржи, потребители и поставщики, и, конечно, инвесторы. Московская биржа, например, с 2019 года начала расчет на ежедневной основе фондовых индексов устойчивого развития «Ответственность и открытость» (MRRT) и «Вектор устойчивого развития» (MRSV) и ожидает от эмитентов раскрытия информации об их воздействии на экологию, экономику и общество. Вообще же говоря, это общемировая повестка устойчивого развития, ей привержены все больше и больше компаний, и они, безусловно, стремятся к прозрачности и открытости и готовы говорить обществу о своей деятельности и нефинансовых показателях.

— Насколько сильно растет спрос на нефинансовую отчетность?

— Растет очень быстро. Причем наиболее сильный рост в России, по моим ощущениям, произошел именно за последний год. Возможно, повлияла пандемия, пришло понимание, что на финансовые результаты существенно может повлиять нефинансовый фактор. По крайней мере, мы видим, что соответствующие акценты в нефинансовых отчетах появляются все чаще. Если в 2015-16 годах, когда только было подписано Парижское соглашение по климату, очень много внимания уделялось климатической повестке, воздействию на экологию, то сейчас добавился акцент на здоровье и благополучие людей, охрану труда, безопасность, а также управление аспектами устойчивого развития.

— Контрагентов можно понять – у них свои потребители, нужен соответствующий общественный имидж продукции. Но для чего это инвесторам?

—В начале 2000-х годов было много привлекательных и многообещающих для инвестиций компаний, но среди них встречались организации с недостаточно прозрачным бизнесом и финансовой отчетностью. И инвесторы выбирали, условно, между «плохими» и «хорошими» эмитентами. Сегодня в данном плане практически все «хорошие» — финансовая отчетность на достойном уровне, деятельность прозрачна и понятна. Значит, среди них нужно выбирать лучших. И в этой ситуации крайне востребованными становятся нефинансовые критерии, в частности, параметры, связанные с устойчивым развитием.

— Если говорить о подготовке нефинансового отчета, насколько это трудоемкий процесс? И какие стандартные проблемы возникают у компаний?

— На самом деле, это непростой процесс. В основном — это вопрос не к отчетности как таковой, а к деятельности компании, чтобы было, о чем отчитываться. Вторая проблема — отсутствие системного подхода, то есть соответствующая деятельность ведется, но не системно и хаотично. И поэтому раскрыть необходимую информацию компания не может.

— Есть ли общепринятые стандарты представления нефинансовой отчетности?

— Их с каждым днем появляется все больше и больше. Изначально были стандарт GRI (Global Reporting Initiativе), стандарт интегрированной отчетности (IR) и стандарты АА1000, посвященные взаимодействию с заинтересованными сторонами, стейкхолдерами. Сегодня к ним добавилась целая армия рабочих органов, комитетов и групп, которые разрабатывают свои требования и показатели, которые они хотели бы видеть в отчетности. Это, конечно, усложняет жизнь. Все это понимают, мировое экспертное сообщество пытается объединить усилия по созданию единых стандартов, результат чего мы в скором времени надеемся увидеть.

— Какие стандартные ошибки допускает компания при подготовке нефинансовых отчетов?

— Стандартная ошибка — написать о том, чего у нее нет. Многие считают, что нефинансовый отчет – некая беллетристика, нужно просто описать, какие мы молодцы. Однако пользователям сразу видно, где реальная работа, а где просто текст. Возьмем, например, стратегию – очень модная сейчас тема. Кто-то говорит: у нас стратегии нет, но давайте про нее напишем. Получается выдумка. А ведь стратегия – это, прежде всего, документ. Это политика, приоритеты, конкретные направления и цели, индикаторы результативности.

Второй момент. Я как аудитор считаю, что большой ошибкой может быть несерьезный подход к получению данных. Часто бывает так: компания подсчитала показатели по одной методике, результаты ее не очень удовлетворили, а в следующий раз подсчитала по другой. И хорошо еще, если в отчете есть оговорка об изменении методики, а если нет, то у пользователей возникают вопросы.

— Как часто компании привлекают к составлению нефинансовой отчетности внешних консультантов, какова их роль?

— Привлекают достаточно часто. Это профессионально и организационно сложная работа. Консультант, во-первых, является экспертом, обладает опытом и аналитикой, которую может применить. Во-вторых, имеет технические инструменты, и опять же опыт по сбору, расчетам и обработке информации, ее согласованию и организации прочих процессов.

— Какова стоимость подобных консультационных услуг? Понятно, что она зависит от масштабов компании, но, условно, в их сравнении со стоимостью аудита.

— Очень большой разброс. Помимо масштаба компании, многое зависит от применяемых стандартов отчетности. Если это просто годовой отчет, который пишется по требованиям Банка России, он не может стоить столько же, сколько отчет об устойчивом развитии, к которому более сложные требования. Также на консультанта могут быть возложены дополнительные обязанности, например, взаимодействие с заинтересованными сторонами, проведение мероприятий со стейкхолдерами и т.д.

Если совсем условно, стоимость подготовки отчета может колебаться от полумиллиона рублей до десяти и более миллионов.