«Устойчивое развитие — это и есть наш бизнес»
И.о. президента крупнейшей пивоваренной компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев рассказал «Ведомости. Экологии» о том, как забота о благополучии сотрудников и потребителей трансформируется в новой реальности.
Экологическая повестка напрямую зависит от экономической ситуации и связана со многими факторами, например, поставками технологичных решений, оборудования, упаковочных материалов. Несмотря на трудности, с которыми столкнулись российские компании, эта повестка остается не менее актуальной. Ведь помимо очевидного позитивного влияния на окружающую среду, переход на более экологичные и эффективные решения, а также высокие стандарты социальной ответственности, повышение качества отчетности, прозрачность процессов и деловая этика позволяют обеспечить долгосрочную конкурентоспособность бизнеса как внутри страны, так и на зарубежных рынках.
— Устойчивое развитие в новой реальности. Экология или экономия? Насколько важно в текущих условиях продолжать развивать экологичные продукты, несмотря на то, что они зачастую требуют дополнительных финансовых вложений?
— Устойчивое развитие — это уже сформировавшийся долгосрочный тренд, который останется одним из ключевых факторов развития экономики в любых ее условиях.
Российский бизнес также подтверждает важность продолжения работы в рамках этого направления. Так, в конце апреля были представлены результаты опроса «Устойчивое развитие в современных условиях», в котором приняли участие представители крупного, малого и среднего бизнеса. Согласно опросу, почти половина респондентов не только продолжит отчитываться о результатах своей деятельности в области устойчивого развития и оценивать поставщиков и бизнес-партнеров по ESG-параметрам, но и намерена транслировать эту повестку на внешние рынки. Ключевыми приоритетами при этом становятся эффективное использование ресурсов, развитие регионов присутствия, формирование новых цепочек поставок и эффективные механизмы государственной поддержки бизнеса.
При этом для AB InBev Efes, помимо обозначенных выше вопросов, важными темами остаются декарбонизация, экономика замкнутого цикла, сокращение отходов. В конце прошлого года компания объявила о своей амбиции по достижению углеродной нейтральности по всей цепочке поставок к 2040 году. Основа нашей стратегии все та же — переход на экологичные источники энергии и увеличение эффективности производственных процессов, и мы активно работаем в данном направлении.
Мы также продолжаем работу над повышением экологичности других категорий производственно-сбытовой цепочки, например, упаковки. Так, 16 июня 2022 года, на площадке Петербургского международного экономического форума компания представила «сверхлегкую» пивную бутылку. Впервые в отрасли AB InBev Efes совместно с одним из лидирующих производителей стеклотары «Сибстекло» удалось снизить вес пивной бутылки с текущих 265 граммов до 235 граммов, что сокращает объем выбросов CO2 на 10% в пересчете на производство одной бутылки. Серийный выпуск «сверхлегкой» бутылки планируется начать до конца 2022 года.
Первым брендом, использующим инновационную упаковку, станет «Старый Мельник из бочонка», чья бутылка с 2016 года является самой продаваемой в России.
— ESG — это не только E, но также S. Как сейчас реализуется политика компании по этому направлению?
— В текущей экономической ситуации одним из ключевых направлений для бизнеса становятся социальные проекты, ориентированные на поддержку сотрудников, так как сейчас для нас главное – сохранить человеческий капитал, не потерять ценные квалифицированные кадры.
В период пандемии мы поняли, насколько важна для сотрудников поддержка со стороны работодателя, и запустили ряд инициатив, которые сейчас стали особенно актуальными.
Так, в AB InBev Efes действует программа «Получи поддержку», в рамках которой сотрудники компании и их семьи могут бесплатно получить конфиденциальную и квалифицированную помощь юриста, финансового специалиста и психолога.
Программа действует с 2020 года. За это время было оказано свыше 2000 консультаций. Самыми востребованными оказались психологические — было проведено более 1600 консультаций.
Другая актуальная мера поддержки — это корпоративные медицинские программы. В условиях нестабильной финансово-экономической ситуации, роста цен и падения доходов населения, они приобретают дополнительную значимость. Так, в AB InBev Efes действует программа бесплатного медицинского чекапа, доступная сотрудникам по всей стране, и платформа благополучия LEON. Основной миссией платформы является поддержка здоровья, реализуемая через предоставление ежедневных советов и рекомендаций в виде мини-статей, а также помощь в формировании здоровых привычек.
Также мы считаем, что в социальной политике компании важное место должна занимать забота о семье — это помогает создать более комфортные условия для сотрудников и улучшить баланс между работой и личной жизнью. Наиболее эффективная форма — корпоративные программы отпуска по беременности и уходу за ребенком. Расширенная политика по уходу за ребенком, которая была внедрена в компании AB InBev Efes в конце 2021 года, предусматривает увеличение оплачиваемого отпуска для родителя, осуществляющего основной уход, с 20 до 26 недель и сохранение в этот период 100% регулярного вознаграждения. Для второго родителя также предусмотрен полностью оплачиваемый декретный отпуск, продолжительность которого увеличивается с 2 до 4 недель.
Чтобы помочь родителям максимально комфортно пройти этап адаптации к рабочему режиму, наша политика также позволяет сотруднику в течение 8 недель после возвращения из декретного отпуска работать 75% времени, получая при этом полный оклад.
— У компании 11 заводов по всей стране. Как обстоят дела с социально-экономической поддержкой регионов?
— Мы продолжаем работу и развитие социально-экономического партнерства в регионах присутствия компании. Недавний пример – заключение соглашений о сотрудничестве с Республикой Мордовия и Ульяновской областью, где были достигнуты договоренности о продолжении реализации компанией крупных инвестиционных и социальных проектов: развития собственной агропрограммы по выращиванию высококачественного пивоваренного ячменя, поддержки локальных фермерских хозяйств, обеспечения уровня занятости, развития промышленного туризма и культуры ответственного потребления алкоголя.
Мы также продолжаем внедрять инновации в сфере управления и производства, в том числе способствующие рациональному потреблению природных ресурсов. Так, только за прошлый год объем сохраненной воды на всех производственных площадках AB InBev Efes в России превысил 250 млн л.
Еще один пример социально-экологической инициативы — традиционная поддержка Всемирного дня окружающей среды, в рамках которого мы организуем и принимаем участие в благоустройстве не только собственных заводских территорий, но и общественных городских пространств: парков, скверов и т.д.
— Понятие и принципы устойчивого развития за последние несколько лет получили широкое распространение. Согласны ли вы с тем, что новое поколение людей во всем мире все больше исповедует принципиальный и ответственный подход к природе и соответствующим образом меняет свои потребительские предпочтения? Как правило, речь идет о том, что нынешняя молодежь не будет покупать и даже использовать товары, производство которых связано с нанесением вреда для экологии. Останется ли это актуальным в условиях стремительно меняющейся сегодня реальности?
— Действительно, для молодого поколения в большей степени важны натуральность, экологичность, социальные обязательства бренда. По данным UPCEA, это поколение не склонно к риску и ведет себя достаточно прагматично, а значит более бережно относится к своим финансам.
Однако нельзя сказать, что для других поколений это не имеет значения. Осознанное, или, как его еще можно назвать, устойчивое потребление, — это глобальный тренд. Все чаще потребители выбирают магазины и бренды, исходя из соблюдения теми принципов устойчивого развития, и готовы даже бойкотировать предприятия, которые этим требованиям не соответствуют.
По данным Euromonitor, главное, чего ждут от бизнеса потребители — защита интересов общества и планеты, и мы полагаем, что этот запрос останется актуальным и в условиях новых вызовов.
— Есть ли коммерчески оправданная потребность в том, чтобы, например, на упаковке своих товаров указывать информацию об их натуральности, экологичности, степени переработки или чего-то подобного? Важно ли это для потребителя, и как не попасться на гринвошинг?
— Если еще несколько лет назад КСО-повестку можно было считать конкурентным преимуществом, то сейчас это одно из базовых условий ведения бизнеса, без соблюдения которого невозможно добиться доверия потребителей.
Для нас устойчивое развитие — это не часть бизнеса, это и есть наш бизнес. Мы варим пиво из натуральных ингредиентов, контролируем их качество на всех этапах производства — от фермерского хозяйства до полки в супермаркете. Только так возможно создание высококачественного продукта.
Конечно, мы рассказываем о наших инициативах и, например, на этикетках BUD указываем, что это пиво производится исключительно с использованием энергии из возобновляемых источников.
Однако в данном случае это продиктовано не коммерческой потребностью, а возможностью использовать узнаваемость бренда, чтобы привлечь дополнительное внимание к проблеме и показать пример для отрасли.
К сожалению, пользуясь тем, что экологичность и натуральность сейчас являются важными характеристиками для потребителя, недобросовестные производители могут указывать на этикетках своих продуктов данные, не соответствующие действительности. Например, называть экологичной тару, которая на самом деле не поддается переработке, или же придумывать собственные, несуществующие знаки экологической маркировки.
В апрельском докладе НИУ ВШЭ, посвященном будущему устойчивого развития в России и мире, проблеме гринвошинга уделяется особое внимание. Распространение гринвошинга становится все более масштабным, сейчас он затрагивает практически все отрасли и становится реальным барьером развития ответственного инвестирования в стране.
Неудивительно, что сейчас профильные органы стали пристальнее следить за тем, чтобы продукты, названные натуральными, экологичными или органическими, действительно соответствовали этому.
В частности, президент России в послании Федеральному собранию поручил создать критерии и требования к брендам экологически чистой продукции. С 1 марта 2022 года в России действует закон «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», который должен будет повысить доступность экологически чистых продуктов для потребителей. Законом закреплена терминология, определены основные требования к производству «зеленой» сельскохозяйственной, продовольственной, промышленной и иной продукции.
Пока же наиболее эффективным способом оградить себя от недобросовестных производителей остается изучение состава, экологическое образование и использование продукции проверенных брендов, которые тщательно следят за своей репутацией.
— Каковы различия в тенденциях устойчивого развития в России и, допустим, в Европе, Азии?
— Энергетическая повестка в связи с глобальной трансформацией энергетических рынков сейчас является общемировым трендом. Однако актуальными останутся и отдельные региональные вопросы.
Например, в Великобритании потребители обеспокоены натуральностью продуктов питания, а в Китае ключевой экологической проблемой является загрязнение воздуха.
В свою очередь в России население озабочено свалками, выхлопными газами, вырубкой лесов и промышленными отходами. Именно поэтому большое внимание потребителей уделяется экологичной упаковке.
Окончательным признанием важности этой повестки на самом высоком уровне можно считать объявление президентом страны о намерении добиться углеродной нейтральности в России не позднее 2060-го года.
Безусловно, мы понимаем, что сейчас у государства и бизнеса изменились приоритеты. Прежде всего, они направлены на сохранение рабочих мест и социальной стабильности. Однако мы видим, что государство не отказывается и от заявленных ранее климатических целей, и мы, в свою очередь, готовы к продолжению продуктивного диалога и сотрудничества в данной области.
В то же время стоит отметить, что законодательная база все еще требует адаптации, а в условиях «новой реальности» стала более очевидной необходимость либерального подхода к регулированию различных отраслей экономики.
— Как измерить и прогнозировать влияние такого иррационального фактора на спрос? Насколько это трансформирует стратегию и рыночную политику компании, ведь классические экономические теории построены на принципе «рационального человека», который ничего не делает, если это ему по каким-либо причинам не выгодно? Грубо говоря, люди хотят, чтобы было чище на улицах, и употреблять качественную пищу, или их действительно настолько заботят озоновые дыры, биоразнообразие мирового океана и прочее, что они готовы ограничивать себя или платить больше?
— Нельзя назвать озабоченность сохранностью природы и желание участвовать в улучшении экологической ситуации иррациональными факторами.
Потребитель, с одной стороны, ощущает экологические проблемы на себе, ведь загрязнение воды и воздуха имеет прямое влияние на здоровье. С другой стороны, он стремится получить продукт наивысшего качества за меньшие деньги.
Все это приводит его к рациональному потреблению: он начинает отдавать предпочтение более долговечным товарам, отказывается от «одноразовых» вещей в пользу товаров длительного использования, дает вещам вторую жизнь, покупает продукты в оборотной таре. Особенно актуальным это может стать сейчас, в условиях падения покупательской способности населения и тенденции к рационализированию бюджета.
Конечно, это напрямую отражается на бизнесе. При составлении стратегии любой бизнес учитывает потребности и запросы потребителей, поэтому не может не реагировать на тренды и даже стремится их опережать.
В конечном счете, можно заметить синергию интересов общества и бизнеса: где-то бизнес отвечает на запросы потребителя, где-то, напротив, бизнес предлагает экологичные решения и объясняет потребителям их преимущества.
- В связи с логистическими сложностями и санкционными ограничениями как изменятся производственные процессы, отразится ли это на объеме выбросов, переработке и других процессах, влияющих на экологичность производства?
Безусловно, мы не можем не отметить сложную экономическую ситуацию, разрыв логистических цепочек и иные проблемы, существующие на рынке и препятствующие долгосрочному планированию.
Однако мы прилагаем все усилия для того, чтобы возникшие сложности не оказывали значительного воздействия на потребителя и окружающую среду.
Трансформационные процессы способны позитивно влиять на экологическую повестку. Так, локализация производства способствует сокращению длины логистической цепочки и, соответственно, приводит к уменьшению углеродного следа.
Что касается снижения издержек и минимизации упаковки с целью сокращения объема потребляемых ресурсов, то мы в принципе работаем в этом направлении внутри компании уже много лет, так как это является одним из приоритетов нашей стратегии устойчивого развития.
— Один из ключевых вопросов всего комплекса переработки отходов и упаковки – необходимость стимулировать потребителей к раздельному сбору хотя бы банок и бутылок. Что в этом направлении делает ваша компания, и что, на ваш взгляд, необходимо предпринимать для решения вопроса в масштабах такой страны, как Россия?
— Многие компании так или иначе рассказывают потребителям о важности сортировки отходов. У нашей компании тоже есть инициативы в этом направлении.
Как социально ответственная компания, мы, в первую очередь, начинаем с себя. Наши предприятия оборудованы пунктами раздельного приема отходов, а для сотрудников мы регулярно организуем просветительские мероприятия, объясняющие важность следования экологичному образу жизни.
Что касается проектов для потребителей, то несколько лет назад совместно с розничной сетью «Магнит» мы размещали в магазинах сети пандоматы — устройства для приема алюминиевых банок и ПЭТ-бутылок для дальнейшей переработки.
Важно понимать, что одного сбора мало, и даже если все население начнет сортировать отходы, это принесет свои плоды только при развитой инфраструктуре, которая позволит эффективно собирать, сортировать и в полном объеме их перерабатывать.
Так, совместно с нашим партнером, компанией «Сибстекло», мы организовали сбор стеклотары у заведений общественного питания, запустив пилотный проект в Новосибирской области, наладили логистику и дальнейшую переработку стеклобоя.
Мы поставили цель увеличить объемы вторичного сырья, используемого в производстве стеклянной бутылки на территории Новосибирской области до 40% к 2024 году. Это позволит сократить выбросы углекислого газа не менее чем на 7,5% и снизить потребление энергии более чем на 3,5%.
Мы считаем, что, внедряя экологичную упаковку, важно действовать комплексно, только тогда положительный эффект будет заметным и реальным.
Еще в 2018 году наша компания представила цели в области устойчивого развития до 2025 года, одной из которых стал полный переход на оборотную тару или упаковку из преимущественно переработанных материалов.
В рамках данного направления мы, в том числе, работаем и над использованием облегченных упаковочных материалов. Только за прошлый год мы снизили объемы использования стекла на 3000 тонн и уменьшили объем ежегодно выпускаемого на рынок алюминия на 500 тонн.
— Что экологичнее – алюминиевая банка или стеклянная бутылка? Вам, как коммерческой компании, выходит ли переработанная тара дешевле произведенной заново из природного сырья?
— Любая тара может быть экологичной, все зависит от способов производства и переработки. Та же ПЭТ-упаковка отлично поддается переработке и может производиться с использованием переработанных материалов. Кстати, мы уже готовы начать использование вторичного пластика в ПЭТ и поддерживаем соответствующие изменения, недавно внесенные в ГОСТ.
Если говорить об экономической составляющей, то вторичные материалы должны стоить дешевле, однако на ценообразование оказывают влияние локальные факторы каждого рынка.
Использование вторичных материалов в производстве — одна из наших приоритетных стратегических целей. Основной проблемой остается их доступность. В России, например, мало стеклобоя, и текущие объемы не позволяют полноценно наладить производство бутылок из вторичных материалов, за счет чего и цены остаются высокими.
На наш взгляд, развитие инфраструктуры сбора и переработки полезных отходов (стекла, алюминия, пластика) способно изменить ситуацию на рынке и сделать вторичные материалы экономически более выгодными.
— Расскажите подробнее, какие именно зеленые источники энергии использует ваша компания в производстве? Насколько они дешевле традиционных?
— Наша компания начала переход к ВИЭ в России в 2019 году и стала первым в пивоваренной отрасли покупателем электроэнергии из возобновляемых источников.
В прошлом году мы перевели на ВИЭ еще три завода, и на сегодняшний день солнечной, ветряной или гидроэнергией обеспечены уже шесть предприятий из 11 (Клин, Омск, Ульяновск, Волжский, Иваново, Саранск), а доля зеленой энергии в общем потреблении AB InBev Efes в России достигла 42%.
Только за 2021 год за счет использования ВИЭ и оптимизации производственных процессов нам удалось снизить выбросы CO2 на 1,6 кг на каждый произведенный компанией гектолитр пива.
Если говорить о затратах на ВИЭ — конечно, пока нельзя назвать энергию, получаемую таким способом, более дешевой. Как и в случае с вторичными материалами, это объясняется локальной спецификой — в России дешевая электроэнергия.
Однако даже в сложных экономических условиях мы будем стремиться сохранить проекты, которые продиктованы прежде всего социальной ответственностью компании и ее готовностью работать над улучшением экологической ситуации, заботой о потребителе, уважением его потребностей и запросов, умением мыслить масштабно и в долгосрочной перспективе.