ESG и зеленые финансы России: крест ставить рано

Платформа Infragreen опубликовала доклад с информацией о наработках за последние три года
Максим Стулов / Ведомости

Доклад экспертно-аналитической платформы Infragreen «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» о развитии сектора ESG, посвященный реальным процессам российской ESG-трансформации, как изначально и планировали его авторы, зафиксировал сделанное в области устойчивого развития с 2018 по 2022 год с акцентом на процессы 2021 года. Однако несмотря на очевидную детальную аналитику, доклад Infragreen получился рассказом о прошлом, хотя его авторы совершенно справедливо призывают не ставить крест на ESG повестке, зафиксировать все наработки и решить, как использовать их в будущем.

Это неизбежно, ведь мир за последнее двадцатилетие глобализировался, и кризис в одной стране неизбежно приведет к спаду в другой. «За последние годы в России совершен настоящий ESG-прорыв в развитии этого сектора экономики, фактически создана базовая структура нормативных актов, которую надо продолжать использовать российским компаниям, ориентированным на собственное развитие. Последние три года были весьма успешны для российской ESG-повестки: создан каркас, заданы направления развития. Надо понять, в каком направлении она может быть трансформирована как с учетом национальных приоритетов, так и изменений глобального экономического уклада, который тоже грядет», — говорит руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светлана Бик.

Последние три года трансформационные ESG-процессы в России шли очень активно: были провозглашены цели, созданы правила, регламенты, стандарты, таксономии. Российский бизнес живо воспринял новые тренды и ответил на них. Например, первый выпуск зеленых облигаций, размещенный в декабре 2018 года на Московской бирже, а к 2022 году в сектор устойчивого развития включены 22 выпуска зеленых, социальных и адаптационных облигаций.

Сектор ESG-акций, созданный для финансирования социальных и экологических проектов, активно развивался и за четыре года разросся до четырех самостоятельных сегментов зеленых, социальных облигаций, облигаций устойчивого развития, национальных и адаптационных проектов. Если в 2018 году первый выпуск зеленых облигаций в России произвела компания из региона на 1,1 млрд руб., то в 2019–2020 гг. средний объем выпуска зеленых облигаций составил 12,2 млрд руб. и 10,5 млрд руб. соответственно. В 2021 году на рынок вышли крупные эмитенты и объем привлеченных средств вырос, составив 16,3 млрд руб.

За три года состоялись 33 выпуска зеленых, социальных и иных целевых облигаций в формате устойчивого развития российских эмитентов на 418 млрд руб. Суммарный объем российских эмитентов к концу декабря 2021 года составил 192,6 млрд руб. В России появилась первая пятерка рейтинговых агентств, обладающих правами проводить верификацию зеленых облигаций и проводить внешнюю оценку проектов. Многие компании начали формировать собственную ESG-повестку.

Российские компании начали выпускать продукцию в соответствии с ESG-стандартами. Другие крупные компании тоже высказали заинтересованность в ESG-трансформации, на рынке появились первые российские специализированные консалтинговые агентства. Был создан ESG-альянс, ВЭБ.РФ принял таксономию для ESG проектов, а Банк России создал нормативные акты для компаний, основанные на международных ESG стандартах отчетности. Вступил в силу федеральный закон об ограничении выбросов парниковых газов, обязывающий российские предприятия с выбросами свыше 150 тыс. т эквивалента CO2 в год предоставлять углеродную отчетность.

Какой в дальнейшем будет российская ESG-повестка и будет ли она вообще, сказать трудно. За последние несколько недель и за рубежом, и в России произошли события указывающие, что она будет по меньшей мере изменена, но пока никто не знает, насколько.

Россия была вынуждена отреагировать на западные санкции, но эти действия напоминают откат назад от достигнутых показателей. В частности, правительство внесло в Госдуму антисанкционный пакет законов, направленных на существенное послабление регулирования экологической деятельности предприятий, перенос расширения нацпроекта «Чистый воздух» и ЕГАИС учета древесины.

«Мы готовим позицию, в которой выражаем озабоченность послаблением строгости экологических критериев, поскольку все это может негативно сказаться на состоянии окружающей среды в конечном счете», — говорит директор программы «Зеленая экономика» WWF Александр Климанов.

Доступ к международным финансам закрыт на неопределенный срок, ключевая ставка Банка России не предполагает активного инвестирования, однако полной отмены инвестиций в зеленую экономику все же ожидать не стоит, говорят эксперты. Скорее всего точечные инвестиции ожидают проекты по зеленой энергетике. «Инвестиции в традиционные направления будут урезать, надо вкладываться в проекты по альтернативной энергетике. У нас в последнее время было много событий в этом направлении. Со временем ESG-повестка будет реанимирована. Если сейчас Европа отворачивается от нас, а мы от нее, то это ненадолго. Когда острая фаза закончится, мы будем искать партнеров по развитию ESG в разных направлениях, поскольку у нас очень большая страна. Если речь пойдет о проекте на Сахалине, то мы будем искать партнеров в Азии, а если будет проект по декарбонизации, например, Калининграда, то мы будем ориентированы на европейский контекст», — говорит эксперт международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО Григорий Юлкин.