Свалки вокруг аэропортов сделают безопаснее для самолетов
В федеральном правительстве продолжают борьбу со стаями птиц, питающимися на свалках, расположенных вблизи аэропортов. Чиновники предъявят новые требования к работе объектов обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на приаэропортовых зонах. Требования должны будут снизить привлекательность свалок для птиц и риск возникновения авиакатастроф.
Вице-премьер Виктория Абрамченко по итогам одного из последних совещаний поручила Минтрансу, Минприроды и Росавиации разработать проект постановления федерального правительства, которое обяжет оборудовать объекты обращения с ТКО, расположенные рядом с аэропортами, комплексными системами для обнаружения и отпугивания птиц. Расположенные вблизи аэродромов предприятия по переработке и сортировке ТКО будут закрыты специальными конструкциями, препятствующими налетам стаям пернатых, нельзя будет захоранивать отходы после сортировок вблизи этих объектов.
«Дано поручение Минтрансу совместно с Минприроды и Росавиацией разработать порядок проведения орнитологического исследования и представления об отсутствии или наличии факторов, способствующих привлечению птиц, для строительства объектов ТКО на приаэродромной территории, а также разработать перечень объектов, для которых такое заключение необходимо. Поручено проработать сокращение расстояния от объекта до контрольной точки аэродрома если деятельность проводится в закрытом помещении и без доступа для птиц, не осуществляется захоронение отходов, а сам объект оборудован комплексными системами обнаружения и отпугивания птиц», — заявила «Ведомости. Экологии» представитель вице-премьера Марта Галичева.
Как пояснили «Ведомости. Экологии» в аппарате вице-премьера, вопрос о ликвидации свалок вблизи аэродромов давно стоит на повестке дня. В декабре прошлого года Минприроды было поручено провести орнитологические исследования всех мусорных свалок, расположенных в 15-киломитровой зоне от географических границ аэропортов. Цель – оценить количество птиц, обитающих вокруг них и их потенциальную опасность для самолетов. Эта территория поделена на шесть условных зон, для каждой из которых предусмотрен свой режим использования. На последней, шестой подзоне, официально запрещено устраивать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Однако вопреки запрету такие объекты там есть – это свалки. По данным Российского экологического оператора (РЭО), в конце прошлого года в приаэропортовых зонах находилось 179 объектов обращения с ТКО, как полигонов, так и сортировок.
Минприроды и Минтранс готовят проект постановления, регулирующее работу объектов ТКО. Его утвердят после всех согласований в ближайшие недели.
По мнению ученых, большинство столкновений птиц с самолетами происходит при взлете и посадке, когда самолеты пролетают относительно близко от земли, в полукилометре, а у большинства птиц, обитающих в России, примерно на такой же высоте проходят так называемые кормовые полеты, что повышает опасность столкновения стай птиц и самолетов.
В августе 2019 года аварийную посадку совершил самолет A321, выполнявшим плановый рейс U6 178 из Жуковского в Симферополь. Вскоре после вылета лайнер столкнулся со стаей чаек, оба двигателя отказали. Чайки, как вскоре выяснили эксперты, привлекали мусорные свалки, незаконно расположенные на приаэродромной территории. «Стаи птиц представляют огромную опасность для самолетов, ведь сталкиваясь с ним на большой скорости, птицы способны пробить и обшивку фюзеляжа, и забиться в двигатель. Насколько много птиц обитает вокруг шестой зоны аэропорта, я сказать не могу, но их поведение бывает непредсказуемо, так что количество не имеет решающего значения», — говорил корреспонденту «Ведомости. Экологии» орнитолог Рязанского дома белого аиста, кандидат биологических наук Антон Барановский.