Человечество тратит $1,8 трлн в год на разрушающие планету проекты

Все больше инвестируя в самоуничтожение
Максим Стулов / Ведомости

Ежегодно человечество тратит $1,8 трлн в год на субсидии, которые наносят ущерб окружающей среде. В частности, для климата и дикой природы вредны 90% мировых сельскохозяйственных субсидий. Такой вывод следует из исследования «Защита природы путем реформирования экологически вредных субсидий: роль бизнеса», подготовленного экспертами по субсидиям Дугом Коплоу и Рональдом Стинбликом, проведенном по заказу The B Team и при поддержке Business for Nature.

Экологически вредные субсидии, по сути, финансируют наше собственное вымирание, считают исследователи. Государственная поддержка таких проектов, эквивалентная 2% мирового ВВП, приводит к разрушению экосистем и вымиранию видов, что противоречит целям Парижского соглашения и Стратегии по сохранению биоразнообразия, пишут авторы исследования. Анализ субсидий показал, что государства финансируют загрязнение воды, оседание земель и вырубку лесов.

В этом исследовании впервые дана оценка общей стоимости экологически вредных субсидий (EHS) в ключевых секторах экономики за период более 10 лет. В исследовании представлена разбивка EHS по отраслям, включая сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, добычу ископаемых видов топлива, морское рыболовство, транспорт и водные ресурсы. Именно эти сектора экономики отвечают за большую часть мировых выбросов парниковых газов. При этом, такие области, как добыча ископаемого топлива, сельское хозяйство и водная промышленность. получают более 80% всех EHS, истощая природные ресурсы и нанося вред окружающей среде.

В частности, $640 млрд в год получает индустрия ископаемого топлива, способствуя изменению климата, загрязнению воздуха и воды, а также оседанию почвы.

Субсидии в размере $520 млрд в год финансируют сельскохозяйственную отрасль. Ущерб от неустойчивой сельскохозяйственной деятельности для окружающей среде включает эрозию почвы, загрязнение воды, вырубку лесов, выбросы парниковых газов, преобразование естественной среды обитания и последующую утрату биоразнообразия.

$350 млрд в год уходит на нерациональное использование пресной воды и неустойчивое управление инфраструктурой водоснабжения и водоотведения. Это способствует загрязнению воды и создает риски для экосистемы водных путей и океана.

Исследование опубликовано за две недели до открытия Конференции ООН о биологическом разнообразию, говорится в пресс-релизе, посвященному выходу этого документа. Эта тема уже поднималась в 2010 году во время такой же конференции ООН по биологическому разнообразию. Тогда 190 стран обязались отказаться от субсидий, наносящих ущерб биоразнообразию, или реформировать их к 2020 году. Однако правительствам не удалось сделать ничего для достижения этой цели, отмечается в исследовании.

Авторы исследования снова призывают государства к реформированию субсидий, обязав правительства перенаправить, перепрофилировать или отменить все экологически вредные субсидии к 2030 году.

Уничтожение природы угрожает интересам самого бизнеса, напоминают авторы документа: более половины мирового ВВП — $44 трлн – находятся в зависимости от природных ресурсов. Авторы являются ведущими экспертами по субсидиям. Они утверждают, что значительная часть из этих $1,8 трлн может быть перенаправлена на поддержку политики, полезной для природы, и перехода к нулевому балансу. Кристиана Фигерес, возглавлявшая конвенцию ООН об изменении климата на момент подписания Парижского соглашения, приветствовала исследование, говорится в пресс-релизе. «Природа приходит в упадок с угрожающей скоростью, и мы никогда не жили на планете с таким малым биоразнообразием», — сказала она. «Вредные субсидии должны быть перенаправлены на защиту климата и природы, а не на финансирование нашего собственного вымирания».

Элизабет Мрема, глава отдела биоразнообразия ООН, сказала, что отчет имеет решающее значение. «В отчете подчеркивается, как перенаправление, перепрофилирование или отмена субсидий могут внести важный вклад: высвобождение $711 млрд ежегодно помогут остановить и обратить вспять утрату природы к 2030 году, как и затраты на достижение нулевого уровня выбросов», — сказала она.