Флот становится старше и тихоходнее
Столкнувшись с неопределенностью в отношении того, какое топливо использовать в долгосрочной перспективе для сокращения выбросов парниковых газов, многие судоходные компании используют стареющий флот, но старые суда, возможно, вскоре станут передвигаться медленнее, чтобы соответствовать новым экологическим нормам, сообщает Reuters.
Согласно требованиям Международной морской организации (IMO), со следующего года все суда обязаны рассчитывать свою годовую углеродоемкость. Старые суда могут быть модернизированы устройствами для снижения выбросов, но, как считают эксперты, самое быстрое решение — просто двигаться медленнее: по данным кредитора морского сектора Danish Ship Finance снижение крейсерской скорости на 10% снижает расход топлива почти на 30%.
Пока только около 5% мирового флота могут работать на альтернативах мазуту, менее загрязняющих окружающую среду, и, хотя предполагается, что 40% новых заказов приходится на более экологичные суда, флот обновляется недостаточно быстро, чтобы тенденция к его старению была остановлена. Согласно данным аналитической компании Clarksons Research, средний возраст балкеров, которые перевозят сыпучие грузы, такие как зерно и уголь, к июню 2022 года вырос до 11,4 г. с 8,7 г. пять лет назад. Средний возраст контейнеровозов в настоящее время составляет 14,1 г. по сравнению с 11,6 г., а для танкеров средний возраст составляет 12 лет по сравнению с 10,3 г. в 2017 году. «Некоторые судовладельцы предпочитают покупать подержанные суда из-за неопределенности в отношении будущего топлива», — пояснил ситуацию управляющий директор Clarksons Research Стивен Гордон.
Судоходные компании несут ответственность за около 2,5% мировых выбросов углерода, и они сталкиваются с растущим давлением по сокращению загрязнения как воздуха, так и морской среды. Выбросы в отрасли выросли в прошлом году, что подчеркивает масштаб задачи по достижению цели IMO по сокращению вдвое выбросов к 2050 году по сравнению с уровнем 2008 года. В настоящее время организация сталкивается с призывами пойти дальше и взять на себя обязательства по достижению нуля выбросов к 2050 году. Некоторые компании тестируют и заказывают суда, использующие альтернативные виды топлива, такие, как метанол. Другие разрабатывают плавсредства, которые можно переоборудовать для работы не только на нефти, но и на водороде или аммиаке. Есть даже возвращение к ветру с огромными высокотехнологичными парусами, которые тестируются такими компаниями, как Cargill и Berge Bulk. Но многие из потенциально низкоуглеродных технологий находятся на ранних стадиях разработки с ограниченным коммерческим применением, а это означает, что большинство новых заказов по-прежнему приходится на суда, работающие на мазуте и других ископаемых видах топлива. Многие судоходные компании пока считают, что продление срока службы судов дешевле и менее рискованно, чем строительство новых. Они также получают передышку, ожидая, когда победившие новые технологии станут массовыми.
Питер Санд, аналитик компании Xeneta, занимающейся данными о судоходстве и авиаперевозках, считает, что энергосберегающие устройства, которые устанавливаются на суда, имеют большое значение для сокращения выбросов, но лучший выбор – это новые суда. «Следующее поколение судов, работающих на жидком топливе, будет гораздо более эффективным с точки зрения выбросов углерода, эти суда смогут перевозить то же количество грузов, выбрасывая только половину от тех выбросов, которые были у них более десяти лет назад», — сказал он.