Мировые лидеры в пятый раз пытаются договориться о спасении океанов от чрезмерной эксплуатации

Договор ООН по предотвращении их чрезмерной эксплуатации обсуждается восемь лет
Unsplash

Две трети мировых океанов в настоящее время считаются международными водами. Это означает, что все страны имеют право ловить там рыбу, эксплуатировать суда и проводить исследования. Однако на сегодняшний день лишь 1,2% этих вод находится под охраной.

В результате морская флора и фауна подвергается риску из-за растущих угроз изменения климата, чрезмерного вылова рыбы и судоходства. Исследование, опубликованное ранее в этом году и финансируемое Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США, предполагает, что от 10% до 15% морских видов уже находятся под угрозой исчезновения. Кроме того, глубоководная добыча полезных ископаемых также представляет угрозу для экологии океанов и морей. По состоянию на март 2022 года Международный орган по морскому дну, межправительственная организация, созданная на основании Конвенции ООН по морскому праву для организации и контроля разведки и разработки минеральных ресурсов международного района морского дна за пределами национальной юрисдикции, заключил уже 31 контракт на разведку полезных ископаемых в глубоководных районах.

Государства-члены ООН годами пытались достичь глобального соглашения, которое защитило бы биоразнообразие в тех частях мирового океана, которые не подпадают под юрисдикцию какой-либо отдельной страны. И хотя проблемы усугубляются с каждым днём, разногласия стран по поводу того, что должно быть включено в договор по защите мирового океана от чрезмерной эксплуатации, задерживают его подписание. Страны начали обсуждать этот вопрос в 2004 году, при этом делегаты встречаются каждые два года. К 2020 году стороны, казалось, были близки к подписанию договора, но вспышка COVID-19 этому помешала. Договор включает четыре раздела, в которых рассматриваются вопросы, связанные с преимуществами совместного использования морских ресурсов, оценкой воздействия на окружающую среду, изменением климата и устойчивостью океана, а также расширением морских охраняемых районов (МОР). В пределах МОР проведение конкретных видов деятельности либо ограничивается, либо запрещается.

В настоящее время МОР охватывают немногим более 7% океанов и еще меньшую часть открытых морей. Экологи хотят, чтобы к 2030 году охраняемые территории были расширены до 30% мирового океана. Четвертая сессия Межправительственной конференции по морскому биоразнообразию за пределами национальной юрисдикции состоялась в марте этого года, но участники встречи по-прежнему разошлись во мнениях по ряду ключевых вопросов. Многие страны обеспокоены тем, как договор повлияет на их способность ловить рыбу и заниматься добычей полезных ископаемых, особенно учитывая растущую стоимость энергии и ажиотаж вокруг полезных ископаемых, используемых в производстве аккумуляторов и других технологий, пользующихся большим спросом. Некоторые страны, в частности, Россия и Исландия, хотят, чтобы рыболовство было вообще исключено из соглашения. Например, на рыболовство приходится значительная часть ВВП Исландии, что делает эту маленькую страну одной из ведущих рыболовных держав в мире.

В итоге страны договорились провести в Нью-Йорке заключительную пятую сессию, чтобы попытаться все же подписать глобальный договор, регулирующий использование открытого океана. Конференция началась в понедельник, 15 августа, и несмотря на опасения отдельных стран, организаторы положительно оценивают шансы на то, что соглашение может быть достигнуто в этом раунде переговоров. Согласно информации из западных СМИ, представители ЕС заявили, что, если этого не произойдет, ЕС будет настаивать на скорейшем продолжении переговоров, так как они необходимы для обеспечения сохранения и устойчивого использования океана для нынешнего и будущих поколений.

«В течение следующих двух недель давайте попытаемся достичь соглашения — справедливого, сбалансированного, осуществимого — и привлечь всеобщее участие», — сказала председательствующая на конференции дипломат из Сингапура Рена Ли в своем вступительном слове. Она призвала страны проявить «максимальную гибкость, чтобы найти консенсус, в котором мы нуждаемся».