«В России отсутствует специализированная инфраструктура сбора текстильных отходов»

Георгий Петришин о том, сколько одежды отправляется на мусорные полигоны, вместо того чтобы отправить ее на утилизацию
РЭО
РЭО

Директор по нормотворческой деятельности и корпоративным вопросам Российского экологического оператора (РЭО) рассказал корреспонденту «Ведомости. Экологии» Маргарите Парфененковой о том, сколько переработчиков текстиля работает в России, почему нужно как можно скорее начать утилизацию выброшенной обуви и кто сможет заменить H&M в качестве главного поставщика на рынке вторичного текстиля в России.

- Сколько в России переработчиков текстиля? Что это за компании? Где они получают сырье? Какую продукцию выпускают?

- По данным инвентаризации, которую РЭО проводит для формирования реестра легальных переработчиков, сейчас в России действует 15 компаний, утилизирующих отходы текстиля. Их мощность составляет около 28 000 т в год. При этом в Единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ФГИС ОИТ) по итогам 2021 г. поступили акты об утилизации примерно 20 000 т текстильных отходов.

Конечно, эти данные требуют тщательной верификации. Мы в самое ближайшее время планируем провести проверку как существующих мощностей, так и самих актов, поступающих в систему. Но уже сейчас можно сделать вывод, что из 200 000 т отходов текстиля, подлежащих утилизации, официально утилизируется не более 20 000 т. Очевиден существенный дефицит мощностей.

- Но в год в России образуется 2,1 млн т отходов текстиля, по результатам исследований РЭО. Какова их структура: это только отходы текстильных производств или что-то еще? Что мешает переработчикам наращивать мощности и развивать этот бизнес?

- В нашем анализе объемов образования текстильных отходов мы брали за основу семь групп текстильных товаров, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей (РОП). По нашему мнению, этот перечень охватывает широкий, но не исчерпывающий ассортимент. Например, в него не попадает обувь, которая также производится из текстильного сырья и является элементом гардероба, — было бы целесообразно включить и ее. Действующее законодательство не предусматривает ответственности производителей обуви за утилизацию отходов. И это большая проблема, поскольку утилизация обуви — это более сложный технологический процесс, чем переработка одежды. Компоненты сырья, из которых производится обувь, не подлежат захоронению и являются трудноразлагаемыми или вовсе неразлагаемыми. Вместе с тем инфраструктура по сбору отходов текстильных изделий и обуви абсолютно однотипна. Технологии утилизации этих типов отходов также схожи. Чтобы понять морфологию отходов, необходимо сначала верифицировать мощности легальных утилизаторов, потом предусмотреть механизм предоставления таких сведений в ФГИС ОИТ. Только тогда можно будет делать выводы.

Из проблем, препятствующих развитию отрасли переработки отходов текстиля, отмечу две.

Первая — отсутствует специализированная инфраструктура сбора таких отходов. Текущие показатели составляют около 1% от объема образования. Фактически подавляющее большинство текстильных отходов оказывается на полигонах или сжигается. А могло бы быть переработано и использовано повторно, например в качестве обтирочной ветоши, импорт которой составлял до февраля около 40% общего объема потребления.

Дополнительные возможности могли бы появиться вместе с созданием предприятий глубокой переработки текстильных отходов с линиями по разволокнению и производству конечной продукции. Например, можно перерабатывать текстильные отходы в различные нетканые материалы, синтетическую и натуральную пряжу или различные продукты из текстильной целлюлозы. Такие производства, в свою очередь, могут простимулировать создание соответствующей инфраструктуры по сбору текстильных отходов.

Вторая причина — отсутствие экономических стимулов для реализации продуктов глубокой переработки текстильных отходов.

Одной из важных задач является совершенствование механизмов РОП, важно наладить администрирование и исключить возможность ухода от ответственности производителей и импортеров таких товаров. Также ставка экосбора, установленная постановлением правительства в 2016 г., не соответствует сегодняшнему уровню затрат на сбор и переработку. По оценкам РЭО, на данный момент ставки экосбора по текстилю должны быть повышены как минимум в 2,5 раза. Сейчас они составляют 16 304 руб. на 1 т.

- На Российском экологическом форуме вы заявили, что РЭО приступил к разработке нормативного регулирования сферы переработки отходов текстиля. Что это за документы?

- Работа действительно начата. Для решения этих задач РЭО разрабатывает дорожную карту, которая будет включать мероприятия по разработке мер господдержки для создания инфраструктуры сбора и предприятий глубокой утилизации, снятию административных барьеров по размещению объектов сбора, в частности контейнеров для текстильных отходов, регулированию правового статуса таких отходов. Сейчас непонятно, когда выброшенные вещи ими становятся. Необходима разработка отраслевой программы использования вторичных ресурсов, информационно-просветительская деятельность, направленная на популяризацию раздельного сбора текстильных отходов, и информирование о технологиях их переработки.

- Кто занял нишу H&M в сборе и сортировке ненужных вещей?

- H&M до февраля была крупнейшим поставщиком на рынке вторичного текстиля. В 160 магазинах сети шведского ритейлера от Калининграда до Владивостока работали приемные пункты для старой одежды. Ежегодно H&M собирал до 3000 т отходов текстиля и отдавал их на переработку.

Закрытие каналов импортного сырья привело к росту цен на него, а спрос перераспределился между такими российскими сборщиками, как фонд «Второе дыхание», «Спасибо», «Лепта», «Зигзаг удачи», «Собиратор», «Мегахенд» и др.

- Каковы были объемы и схемы распределения этого текстиля? Каковы сейчас?

- Уход H&M из России в значительной мере повлиял на снижение сбора отходов текстиля. Фактически канал сбора H&M никем не замещен, ведь сами магазины прекратили работу.

Сейчас основная проблема — создание инфраструктуры сбора. Для этого будет реализован комплекс мер, предусмотренных дорожной картой. Поддержка в данном направлении прежде всего будет оказываться действующим игрокам, которых я перечислил.

Формы поддержки мы будем обсуждать совместно с участниками рынка. Это будут и прямые меры финансовой поддержки за счет средств экосбора, и меры регуляторного характера: введение соответствующего вида отхода в федеральный классификационный каталог, адаптация СанПиНов для установки контейнеров, изменения в Налоговом кодексе в части налога на принимаемое утилизаторами и сборщиками сырье в виде отхода, пересмотр ставок экологического сбора и нормативов утилизации и др. Кроме того, РЭО будет финансировать инвестпроекты по строительству предприятий утилизации текстильных отходов на льготных условиях. Заявки от инвесторов на создание таких производств уже есть в нашем пайплайне.

Все эти инициативы должны быть реализованы комплексно, что позволит создать цикличное обращение отходов текстиля.