«Этот год стал первым, когда в Тюменской области мы стали обрабатывать 100% ТКО»

Глава ХК «Экологические системы» Константин Фрумкин — о том, что произошло в бизнесе переработки ТКО между прошлогодним и нынешним Всемирными днями вторичной переработки
Фотография из личного архива

— На этой неделе отмечался Всемирный день рециклинга. С какими показателями к нему подошла ваша компания?

— Этот год стал первым, когда в Тюменской области мы стали обрабатывать 100% ТКО. Все отходы проходят сортировку. Изменились ли объемы переработки в нашей стране? Думаю, что нет. Ситуация не менялась и особых предпосылок к этому в России, честно говоря, не было.

— Что насчет медотходов класса А, есть ли предпосылки, что они будут перерабатываться вместе с ТКО?

— Глубоко поддерживаем эту мысль, но законодательно ничего за этот год сделано не было. Хотя разговоров на эту тему действительно стало больше, что предполагает в будущем движение в эту сторону. Вы правы, медотходы класса А — это практически те же ТКО. Более того, зачастую, они на наших площадках и оказываются. Есть особенности обращения с ними, например, их нельзя сортировать, но сути это не меняет. По составу, это те же отходы, которые люди выкидывают из дома. Поэтому было бы логично не создавать отдельную систему обращения с такими медотходами, а предоставить обязанность их переработки и соответствующие полномочия региональным операторам.

Если посмотреть, что случилось с отходами за годы реформы ТКО, то порядка стало намного больше. Свалки в лесах не растут, движение ТКО в основном контролируется, регоператоры отчитываются перед надзорными органами. Существует только черное пятнышко или пятно в виде медотходов, никто доподлинно не знает, каковы их объемы в стране. Какая-то часть из них вывозится из медорганизаций и подкидывается на площадки ТКО регоператоров. Но если вспомнить, то еще пять лет назад сами ТКО выбрасывались в овраги и лесные свалки.

— Как регоператор, вы работаете с поставщиками оборудования и строительными компаниями. Как оцениваете стоимость и качество их продукции и услуг?

— Инфляция влияет на стоимость стройматериалов, но это происходит каждый год. В этом году были скачки цен весной и в начале лета, но в итоге все стабилизировалось. Глобального роста цен не произошло. Так же, как изменения качества работы строителей.

Что касается поставщиков спецтехники, мы наблюдаем некоторое ухудшение качества. Заводы в сложившихся условиях вынуждены менять поставщиков комплектующих и бывает, что это приводит к некоторым ухудшениям.

По мусоровозной технике мы изначально ориентировались на российских производителей. Поэтому глобальной катастрофы не прооизошло. Хотя она и подорожала, но не так, как спецтехника. Но все равно, это не критично — какие объемы ее закупок и использования были, такие и остались.

Есть определенные проблемы по тяжелой технике, например, тягачам и бульдозерам. Их качественные модели, к сожалению, отечественная промышленность не выпускала. По имеющемуся парку мы пока не заметили ухудшений, это техника длительного использования, она не закупается десятками единиц в год.