«Экология входит в число приоритетов работы Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России»

Президент Cоюза, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Мирон Тацюн / Личный архив

Мирон Тацюн, президент Cоюза, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей — об экологических аспектах целлюлозно-бумажной промышленности и расширенной ответственности производителей.

— Чем ЦБП отличается от других отраслей в плане природоохранной деятельности? Что является главной проблемой отраслевой экологической повестки?

—ЦБП не относится к числу основных загрязнителей атмосферного воздуха, на долю отрасли приходится менее 0,7% выбросов в атмосферу по стране в целом. Главной задачей является сокращение сбросов в водные объекты – ЦБП лидирует среди обрабатывающих производств, при этом вклад отрасли в общий объем сбросов в РФ не превышает 6%.

В ЦБП вопросам защиты окружающей среды и сокращения экологического следа традиционно уделяется приоритетное внимание. Отрасль характеризуется сложными технологическими, экономическими, экологическими и социальными составляющими и их взаимосвязей. В ЦБП России используются наилучшие доступные технологии (НДТ), способные комплексно минимизировать воздействие производства, разрабатываются инновационные решения, способствующие сохранению и воспроизводству возобновляемых природных ресурсов. В 2022 году актуализирован вертикальный информационно – технический справочник ИТС 1 НДТ «Целлюлозно-бумажное производство». Новая редакция справочника охватывает большее количество технологий отрасли, предлагает новые технологические показатели, тем самым определяя новые эколого–технологические целевые показатели. В текущем году впервые разрабатываются отраслевые индикативные показатели выбросов парниковых газов.

Мирон Тацюн

родился 28 июня 1955 года в Закарпатье. Окончил Ленинградскую лесотехническую академию в 1979 г., доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН. Был председателем Российской государственной лесопромышленной компании «Рослеспром», в 1996-1997 гг. – председатель Государственного комитета РФ по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

Прежде всего отмечу, что основным сырьем в отрасли является древесина, т. е. возобновляемый природный ресурс, который сохраняется и увеличивается при корректном использовании. Равноценными отраслевыми направлениями деятельности являются: лесное хозяйство с современными технологиями лесовосстановления и лесоохраны, лесопереработка с использованием механических и химических способов. Применительно к ЦБП важным ресурсосберегающим сектором отрасли является переработка макулатуры. Экологичность – неотъемлемый показатель качества всех видов выпускаемой продукции, которую можно оценить такими свойствами как способность к неоднократной вторичной переработке, и в случае ее перехода в категорию отходов – биоразложение, отсутствие опасных для окружающей среды свойств.

Отличием и преимуществом отрасли следует признать отработанные и длительно функционирующие принципы экономики замкнутого цикла, связанные решениями по регенерации химикатов и полуфабрикатов, использованию биотоплива, возобновлению ресурсной базы. Все крупнейшие целлюлозно-бумажные объекты негативного воздействия вошли в перечень 300 объектов I категории (промышленные объекты со значительным негативным воздействием на окружающую среду. — «Ведомости. Экология»), которые обязаны обратиться с заявкой на получение комплексного экологического разрешения (КЭР) до 2025 года. Четыре предприятия уже получили КЭР (Архангельский и Кондопожский ЦБК, два предприятия группы «Илим»). По моему мнению, это свидетельствует о соответствии отрасли современным требованиям, наличии перспективы для дальнейшего развития, экологическом статусе наших предприятий.

Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России

создан в 1992 году. Является некоммерческой организацией, в которую на добровольных началах входят напрямую или через региональные союзы более 70% предприятий и организаций лесопромышленного комплекса. В настоящее время членами союза являются организации, работающие более чем в 50 субъектах Российской Федерации

Действительно, перед лесопромышленным комплексом стоят задачи снижения воздействия на окружающую среду, которые должны достигаться совместными усилиями бизнеса, внедрения им новейших промышленных технологий, и государства – гаранта обеспечения эффективной природоохранной политики. На примере Архангельского ЦБК, получившего КЭР в июле 2021 года при наличии у комбината программы повышения экологической эффективности, к главным отраслевым экологическим проблемам крупнейших предприятий следует отнести необходимость однозначной гармонизации законодательства в целях перехода на НДТ. Для всех предприятий отрасли главная повестка – о расширенной ответственности производителей (РОП).

Экологическая повестка, безусловно, входит в число приоритетов работы Союза. Для решения ключевых экологических задач создан и функционирует комитет по экологическим проблемам лесного комплекса Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России.

— Какие инструменты экономики замкнутого цикла, направления использования вторичного сырья необходимо создавать или развивать в интересах вашей отрасли?

— ЦБП России представляет собой сбалансированную систему на основе отлаженных и эффективных ресурсных потоков: как первичного, так и вторичного сырья. Вклад каждого участника на целлюлозно-бумажном рынке в социально-экономическое развитие России неоспорим и в дальнейшем будет также гарантирован при условии грамотной и взвешенной регуляторной политики. Структура построения экономических и производственных процессов ЦБП способна стать эталонной моделью для эффективного перехода к национальной экономике замкнутого цикла. Классические правила организации технологических процессов ЦБП в своей основе включают технологии регенерации, использования побочных продуктов производства. В структуре отрасли присутствуют такие ресурсосберегающие и природоохранные приоритетные направления, как эффективное и ответственное лесовосстановление, производство ряда видов продукции на основе использования макулатуры в различном процентном соотношении с первичным волокном.

Сейчас отрасль имеет потенциал наращивания производства благодаря уникальным свойствам волокон древесины, которые делают его идеальным материалом для регенерации, и его экологичности.

На наш взгляд, инструменты РОП могли бы стать новым стимулом для развития отрасли при условии закрепления в законодательстве сферы распространения существующей концепции о РОП на сферу обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), образующимися у населения. В настоящее время макулатура, как вторичное сырье установленного качества, образующееся, как правило, вне сферы регулирования обращения твердыми коммунальными отходами, используется на 100%. При этом, имеется запас мощностей по переработке макулатуры. Также следует рассматривать перспективы увеличения доли использования вторичного сырья в балансе первичного и вторичного волокна по причине изменения законодательства.

— Что необходимо изменить в действующем законодательстве для улучшения ситуации с обращением с отходами, большего использования вторичных ресурсов и сырья?

— Совершенствовать понятийный аппарат в области обращения с отходами, упростить систему идентификации видов отходов и их учета, исключить существующую практику установления требований к каждому конкретному виду отходов. В частности, нет однозначного практического толкования понятий «отход производства и потребления», «твердые коммунальные отходы», «утилизация» и т. д. Спектр терминов в отношении отходов и вторичного сырья установлен профильным законом, документами в области стандартизации, других сфер регулирования и постоянно меняется.

Необходимо законодательно закрепить, что РОП – сфера регулирования обращения с ТКО, образующимися у населения. РОП – это принятые бизнесом обязательства в отношении розничных товаров и упаковки, которые в итоге попадают на площадки накопления ТКО, обсуживаемые региональными операторами. Обращение с отходами производства регламентируется иными требованиями законодательства. Смешение понятий приводит к необоснованным расходам производителей на уплату экологического сбора в отношении отходов производства или в отношении материалов, не переходящих в категорию отходов в принципе. Существующий понятийный хаос на фоне сложной структуры учета отрицательно влияет в национальном контексте на эффективность мусорной реформы, а в масштабах отрасли – формирует существенные экологические и финансовые риски у предприятий.

— Расскажите об отходах от использования товаров (ОИТ), почему эта тема важна для ЦБП, возможно, она наиболее актуальна для ритейла и операторов по сбору вторсырья?

— Термин «отходы от использования товаров» предопределяет также вопрос о РОП и о системе использования вторичного сырья.

Рынок бумажного вторичного сырья и его участники сформировались в результате их деятельности в части сбора, сортировки, заготовки вторичного сырья т. е. как смежной деятельности при обращении с отходами. Несмотря на то, что бывшая экономическая система управления отходами и вторресурсами называется сейчас линейной, полезные бумажные фракции вполне успешно направлялись и направляются потребителям такого сырья. На их основе производятся различные виды бумаги и картона, упаковочной продукции. Продажи вторичного сырья приносят прибыль и позволяют экономить на расходах, связанных с транспортированием и размещением отходов на полигонах. В соответствии с тезисами новой системы обращения с ТКО, Россия переходит к циркулярной модели экономики.

Крупнейшим образователем вторичных ресурсов и сырья вида упаковочных транспортных картонов является ритейл, который эффективно с экологической и экономической точек зрения осуществляет обращение с данным материалом. Упаковочный картон не вывозится на полигоны. При этом, система сбора отходов, образованных населением, активно и повсеместно не развивается, объем отходов, поступающих на полигоны, полагаю, не сокращается.

Согласно статистике, отходы бумаги – 30-40 % смеси ТКО. Мы наблюдаем развитие централизованного смесевого сбора ТКО с дальнейшей обработкой (сортировкой) и направлением на утилизацию. По нашему мнению, такой путь не сможет гарантировать необходимого качества отсортированной макулатуры как вторичного сырья для переработки в ЦБП.

— Что предлагает ЦБП России в целях усовершенствования РОП?

— Повторюсь, из главных акцентов необходимо уточнить, что РОП распространяется на товары и упаковку, переходящих в статус ТКО. Новое законодательство о РОП должно гарантировать компаниям ряд условий, направленных на снижение их рисков. В частности, необходимы отраслевые рекомендации выполнения нормативов утилизации с технической точки зрения и перечисление видов оборудования для утилизации. Законодательство должно не превышать однократное выполнение норматива утилизации в отношении единицы материала по его циклу до изделия. Также необходимо учесть физическую невозможность выполнения нормативов утилизации на 100%. В отношении ЦБП речь идет о возможности использования макулатуры для вида экономической деятельности, производства картона, как одного из вариантов выполнения нормативов утилизации. В законодательстве о РОП должны быть определены конкретные виды упаковки, однозначно идентифицируемые для целей РОП признаки.

Строительство мощностей для утилизации отходов может быть экономически целесообразно только тогда, когда в стране наладится раздельный сбор отходов – фундамент этой конструкции. При этом, несмотря на все трудности, задачу по созданию прозрачного и действенного механизма РОП игроки ЦБП России считают выполнимой и не сомневаются в необходимости формирования подобного экологического инструмента.