ООН ищет способы борьбы с загрязнением океанов и морей пластиковыми гранулами
Гранулы являются одним из наиболее распространенных микропластиковых загрязнителей в морях, вымываемых на пляжи всего мира. Миллиарды гранул попадают в море, убивая черепах, китов и дельфинов. Производимые нефтехимическими компаниями, они используются в качестве материала для изготовления пластиковых изделий, от пакетов и бутылок до трубопроводов. О проблеме загрязнения окружающей среды гранулами пластика пишет The Guardian.
В мире ежегодно производится около 370 млн т пластика, причем почти треть приходится на Китай. Исследовательский центр Техасского университета подсчитал, что для изготовления пластиковой бутылки требуется 1005 гранул, для изготовления зубной щетки — 665 гранул, а для изготовления сумки для супермаркета — 174 гранулы.
В мае прошлого года миллиарды гранул были выброшены на берег Шри-Ланки после того, как контейнеровоз X-Press Pearl загорелся и затонул в Индийском океане. Тогда ООН заявила, что утечка около 1680 тонн пластиковых гранул была самой страшной морской катастрофой в истории Шри-Ланки. Шри-Ланка призвала к тому, чтобы гранулы, перевозимые в контейнеровозах, идентифицировались как вредное вещество, представляющее опасность для морской среды. Призыв Шри-Ланки был поддержан Норвегией. В феврале 2020 года грузовое судно Trans Carrier рассыпало более 13 т гранул, которые были рассеяны вдоль побережья Дании, Швеции и Норвегии. Экологическая благотворительная организация Fidra, базирующаяся в Шотландии, организовала мониторинг загрязнения океанов и морей пластиковыми гранулами по всему миру. Согласно ее информации, гранулы разбросаны по всему побережью Великобритании: всего за одну уборку на пляже Трегантл недалеко от Плимута было собрано 401 230 гранул. Их также находили на побережье Дорсета, на островах Силли, Англси и на берегах Темзы в Лондоне.
«Гранулы, выброшенные за борт, могут нанести большой ущерб окружающей среде в долгосрочной перспективе и угрожают биоразнообразию прибрежных районов», — заявил исполнительный директор Немецкой страховой ассоциации Йорг Асмуссен. Поэтому страховые компании готовы поддержать более строгие правила их транспортировки.
Международная морская организация (ИМО), специализированное учреждение ООН по организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, обратилась к экспертам по загрязнению с просьбой изучить варианты «снижения экологического риска, связанного с морской транспортировкой пластиковых гранул». В ИМО заявили, что группа экспертов представит свои выводы на совещании в апреле следующего года.