Сергей Собянин предложил приравнять неопасные медотходы к бытовому мусору
Мэр Москвы считает, что региональным операторам можно поручить заниматься неопасными медицинскими отходами класса А. К ним относятся канцелярские товары, упаковка, использованные средства гигиены из неинфекционных отделений, мусор с дворовых территорий поликлиник и пищевые отходы столовых. Письмо с этим предложением Собянин отправил премьеру Михаилу Мишустину 16 декабря, пишет РБК.
Существует пять классов медицинских отходов. Категории Б и В — инфицированные и сильно инфицированные — образуются в инфекционных отделениях и обеззараживаются. Г и Д — отходы лекарств, ртутных приборов, рентгеновских установок — относятся к токсическим или радиоактивно-опасным отходам. На вывоз этого вида медицинских оператору необходимо иметь специальную лицензию.
Но основной объем медицинских отходов приходится на отходы класса А — образующиеся в медучреждениях твердые бытовые неинфицированные отходы. Они составляют около 85% всех медотходов.
Работа с отходами класса А никак не регулируется, отмечает в письме Собянин. По действующему законодательству, региональные операторы, занимающиеся твердыми коммунальными отходами (ТКО), не имеют права их вывозить. Но при этом такие отходы не требуют обезвреживания и специального обращения, в отличие от остальных медотходов. Приравнивание медотходов класса А к ТКО позволит решить проблему с их вывозом и утилизацией, отмечается в письме. Поэтому правительство Москвы считает целесообразным внести изменения в закон об обращении с отходами производства и потребления, а также ведомственные приказы Минприроды.
В апреле 2020 года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев предложил премьер-министру ввести единого оператора по утилизации медицинских отходов и назначить им дочернюю структуру «Ростеха» «Дмитровский МПК». Предполагалось, что бюджет области и инвестор вложат средства в строительство инфраструктуры по обращению с медотходами всех классов: от сбора до захоронения или сжигания. Эксперимент должен был пройти в четыре этапа и стартовать в начале 2021 года, но законодательные изменения для этого до сих пор не согласованы.
Заместитель гендиректора «Ростеха» Максим Выборных летом 2020 года предложил Минпромторгу назначить дочернее предприятие «Ростеха» «Росхимзащиту» федеральным оператором по утилизации медицинских отходов, масок и оборудования. По его мнению, отсутствие единой структуры, отвечающей за всю цепочку утилизации медотходов — от сбора до уничтожения средств индивидуальной защиты (СИЗ), медицинских изделий и оборудования, создает масштабную практику их незаконного вывоза на полигоны ТКО. Но эта инициатива не получила поддержки правительства.
По данным Национальной экологической компании (перерабатывает 60% фармацевтических отходов в России), в медицинских организациях образуется более 600 тыс. т отходов в год, это 1% от общего числа ТКО, из них около 500 тыс. т — класса А. Объем рынка утилизации всех медицинских отходов оценивается примерно в 6 млрд руб. в год, класса А — в 2–2,6 млрд. Работа с таким мусором обходится в несколько раз дешевле, чем с опасными медотходами, и по цене приравнивается к вывозу обычных твердых коммунальных отходов — от 4 тыс. до 7 тыс. руб. за тонну в зависимости от региона.
По данным Headway Company и аналитического центра Vademecum, в 2019 году госзаказчики заключили контракты на обращение с медотходами на 7,7 млрд руб. От 50% до 90% медотходов классов Б и В, по данным операторов профильного рынка, не утилизируются должным образом, а захораниваются на несанкционированных площадках.