В Великобритании разработана система хранения избыточной энергии ветра под водой

Она не будет использовать химические аккумуляторы, никель, кадмий и литий
Wikimedia

В Великобритании разработана система хранения избыточной энергии ветра под водой

С 17 новыми проектами ветряных электростанций, запланированными в Шотландии, мощность оффшорной ветроэнергетики в Великобритании увеличится более чем вдвое. Но что происходит, когда дует ветер, турбины вырабатывают электроэнергию, а спроса на нее нет?

Согласно отчету KPMG, подготовленному по заказу энергетической компании Drax Group (Великобритания), в 2020 году из-за нехватки накопителей было потрачено впустую столько электроэнергии, сколько хватило бы для снабжения более миллиона домов. Нидерландский стартап Ocean Grazer разработал систему Ocean Battery, которая хранит энергию под офшорной ветряной электростанцией, передает BBC.

При избытке электроэнергии система перекачивает воду из подземного резервуара в прочные гибкие трубы, расположенные на морском дне. Вода в них находится под давлением, поэтому, когда она выпускается и направляется через турбины, вырабатывается электричество.

«Ocean Battery фактически основана на той же технологии, что и гидроаккумулятор», — комментирует исполнительный директор Ocean Grazer Фриц Блиек. Прототип, предназначенный для глубоководных работ, уже прошел испытания в порту Гронинген в Нидерландах. В настоящее время фирма готовится к испытанию второй системы, которая была модифицирована для мелководья в озере на севере Нидерландов.

Многие береговые ветроэлектростанции уже используют химические аккумуляторы для хранения дополнительной энергии, но при их использовании на море возникает ряд проблем. «Если вы хотите построить крупномасштабную систему на шельфе, вам потребуется построить огромную платформу, а это очень дорого. Кроме того, срок службы аккумуляторов не очень велик», — объяснил Блиек. По его словам, в то время как литий-ионные батареи могут выдержать 5-10 тыс. циклов зарядки, Ocean Battery рассчитан на 1 млн циклов. Увеличенный срок службы делает систему намного дешевле.

«Одним из серьезных преимуществ этой технологии является то, что она исключает использование таких материалов, как кобальт, никель и литий, которые являются ключевыми технологическими металлами, используемыми в производстве литий-ионных аккумуляторов», — отметил Гэвин Харпер, научный сотрудник Института Фарадея в Бирмингемском университете.

В 2021 году правительство Великобритании объявило конкурс на разработку инновационных решений для хранения энергии, на который было выделено до £68 млн ($93 млн).