«Атомная энергетика показала свою высокую надежность»
Аналитик нефтегазового рынка Михаил Крутихин о новых экологических вызовах современностиМинпромторг предложил разрешить российским автопроизводителям выпускать до 1 февраля 2023 года машины с пониженными экологическими требованиями. О том, что происходит в мировой и российской энергетике в современных условиях и ее влиянии на экологию рассказал Михаил Крутихин.
— Каким образом возврат к стандарту «Евро-0» может ухудшить экологическую обстановку в России? Насколько эти стандарты снижали экологический вред?
— В России уже несколько раз замедляли переход на следующую стадию «Евро», с третьей на четвертую было трудно перейти. Потом делались исключения специально для того, чтобы какие-то оставшиеся в эксплуатации автомобили, приспособленные под «Евро-2», могли оставаться на этом уровне. Эти исключения действуют по сей день. Многое из того, что делает Россия в принятии новых норм и стандартов для автомобильного топлива и транспорта сглаживается практикой.
Посмотрите на АЗС. Даже в Москве не очень большой популярностью пользуются те виды топлива, где написано «эко» или что-то похожее. Они немного дороже, и их покупают не очень часто. В провинции та же самая картина.
— Вернулся тренд на развитие атомной энергетики, особенно в Европе. Через 26 лет после аварии на Чернобыльской АЭС, Швеция, которая эксплуатирует четыре АЭС (вырабатывают 34% электроэнергии страны), собирается вернуться к развитию ядерной энергетики. Считаете ли вы зеленой современную атомную энергетику?
— Новые типы реакторов доказали свою безопасность. Вы посмотрите на Японию, которая заботится об экологической безопасности ядерной энергетики. После Фукусимы, грандиозной аварии, Япония по-прежнему развивает ядерную энергетику. С экологической точки зрения она гораздо чище и безопаснее для окружающего мира, чем ископаемое топливо.
В Германии правительство Ангелы Меркель приняло программу по выводу из эксплуатации атомных станций. Тогда за это проголосовали не только ее однопартийцы, но практически все остальные партии. Этот шаг, возможно, отчасти был продиктован давлением зеленых и усилиями лоббистов «Газпрома», которые продвигали расширенное потребление российского газа.
Но атомная энергетика действительно показала, например, во Франции и Японии, если не считать Фукусиму, свою высокую надежность.
— Что будет с российской нефтехимией, нефтепереработкой и нефтедобычей если им прекратят поставку химикатов и катализаторов, на которых, собственно, они держатся?
— Есть разработки, в России тоже делают катализаторы. Но ни по качеству, ни по эффективности они не достигают тех стандартов, которые могут предложить западные поставщики. Нам грозит консервация технологической отсталости, если не будут усиленно модернизироваться российские НПЗ, многие из которых сильно отстали в своем развитии. С точки зрения экологии, мы будем возвращаться качеству выхлопа советских времен.