Быстрее, чище, экологичнее: что ждет мировые железные дороги в будущем
В Китае к 2025 году протяженность высокоскоростной сети достигнет 50 тыс. кмЖелезная дорога — единственный вид транспорта, который в настоящее время имеет хорошие перспективы для обеспечения будущих потребностей в мобильности. В то время как несколько известных проектов обещают сверхскоростные путешествия, большая часть отрасли сосредоточена на том, чтобы поддерживать движение все более урбанизированного населения мира, ограничивая при этом последствия изменения климата, пишет CNN.
Как и многие сектора туристической индустрии, железнодорожные компании по всему миру пережили один из самых тяжелых периодов своего существования. Количество пассажиров резко сократилось в 2020 году из-за пандемии коронавируса. Два года спустя поездки на работу с понедельника по пятницу, похоже, остались в прошлом, поскольку многие стали работать из дома или проводить всего пару дней в неделю в офисе. Но по мере приближения 200-летия первой пассажирской железной дороги в 2025 году, для железной дороги становится как никогда важно обеспечивать устойчивую мобильность в мире, сталкивающемся с проблемами изменения климата.
Согласно оценкам британской компании Arup, ожидается, что к 2050 году население мира достигнет около 9,5 млрд человек, 75% из которых будут жить в городах. Городское население мира растет, ежедневно создавая 172 800 новых горожан. Для обеспечения движения в быстрорастущих городах эффективный общественный транспорт не просто желателен, а необходим. Железнодорожный транспорт — поезда, трамваи и метро — должен будет взять на себя большую часть тяжелой работы.
Сеть железных дорог для скоростных поездов в Европе и Азии продолжает расти, новые линии планируются или строятся в таких странах, как Франция, Германия, Испания, Индия, Япония и, в гораздо большем масштабе, в Китае, где к 2025 году протяженность высокоскоростной сети достигнет 50 тыс. километров. Когда в начале 2030-х годов будет завершен маршрут High Speed 2 (HS2) (спорный из-за перерасхода бюджета и маршрута через чувствительные ландшафты), в Великобритании появятся поезда, способные развивать скорость до 400 км/ч.
Концепция сверхбыстрых поездов, движущихся по выделенным путям с использованием магнитной левитации (маглев), уже более 50 лет рекламируется как «путешествие будущего», но, за исключением пары экспериментальных линий и китайского маршрута, соединяющего центр Шанхая с его аэропортом, она существует пока в теории. Хотя и ненадолго: Япония инвестирует $72 млрд в проект Тюо Синкансэн.
Борясь с заторами и загрязнением воздуха в густонаселенных городах, Китай только в декабре 2021 года открыл 29 новых линий метро общей протяженностью 582 км. Многим другим странам с растущими городами вскоре придется последовать его примеру, если они не хотят быть перегружены.
Железнодорожная отрасль при поддержке политиков должна будет быстро двигаться по нескольким направлениям, чтобы обеспечить значительно увеличенную пропускную способность, большую эффективность, надежность и доступность. С этой целью многие страны вкладывают значительные средства в беспилотные поезда, и они, вероятно, скоро станут обычным явлением. Автоматический режим существует уже много десятилетий — линия Виктория в лондонском метро частично работала таким образом с момента ее открытия в 1967 году. В последние годы Китай стал лидером в области беспилотных железных дорог, в том числе представил единственные в мире высокоскоростные поезда, которые курсируют со скоростью до 300 км/ч между Пекином и местами проведения зимних Олимпийских игр 2022 года. Однако запуск беспилотных поездов на автономных линиях — это одно. Заставить их безопасно работать на традиционных железных гораздо сложнее.
Несмотря на подтвержденный экологический статус по сравнению с авиацией, железной дороге еще предстоит пройти долгий путь в плане сокращения собственных выбросов углерода и загрязнения от дизельных двигателей. В соответствии с целями ООН в области изменения климата многие страны обязались отказаться от дизельных поездов к 2050 году или даже раньше. В Европе и во многих частях Азии большинство самых загруженных линий уже электрифицированы, но ситуация неоднородна: от почти 100% работы на электричестве в Швейцарии до менее 50% в Великобритании и почти нуля в некоторых развивающихся странах. В Северной Америке безраздельно господствует дизельное топливо, особенно на доминирующих грузовых железных дорогах, а электрификация, как в Европе и Азии, вызывает мало интереса.
Аккумуляторная технология, похоже, сыграет большую роль в устранении дизельных поездов как для перевозки тяжелых грузов, так и для пассажирских маршрутов. Многочисленные прототипы с батарейным питанием в настоящее время проходят испытания или разрабатываются, и по мере развития технологии зависимость железных дорог от дизельного топлива должна начать уменьшаться до конца этого десятилетия.
Большая надежда на обезуглероживание железнодорожных транспортных средств — водород. Зеленый водород, созданный на специальных заводах с использованием возобновляемых источников электроэнергии, может быть использован для питания топливных элементов, приводящих в действие электродвигатели.
К 2050 году пассажирские и грузовые железные дороги составят основу наших транспортных сетей. При необходимой политической и технической поддержке железная дорога будет играть более важную роль в международных поездках, предоставляя качественную альтернативу автомобильным и ближнемагистральным авиаперевозкам.