Новая арктическая экспедиция отправится в дрейф в сентябре

Ледостойкая платформа будет вморожена в льдину и будет путешествовать с ней по Чукотскому и Восточно-Сибирскому морям
ААНИИ
ААНИИ

Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» отправится в Арктику в рамках экспедиции «Северный полюс-41» в сентябре 2022 года. Судно, чьи ходовые испытания завершились в мае 2022 года, станет частью научно-экспедиционного флота Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Основная цель предстоящей экспедиции — комплексные исследования в системе «атмосфера — ледяной покров — океан» в высоких широтах Северного Ледовитого океана в годовом цикле, говорится в сообщении ААНИИ.

Ученым предстоит дать исчерпывающее описание закономерностей и причин изменений, происходящих в климатической системе Арктического региона, и описать тенденции будущих трансформаций на ближайшие десятилетия.

«На территории России в последние десятилетия потепление климата происходило быстрее и масштабнее, чем в среднем по Земному шару – на 0,45ºС за 10 лет. Но Арктика является ключевой областью планетарного изменения климата, где скорость потепления почти в два раза выше. Происходящие здесь изменения оказывают воздействие на климат всей Земли. Важно предвидеть растущие риски, так же, как и возможные выгоды от их уменьшения. С практической точки зрения особый интерес представляет акватория Северного морского пути (СМП). Восточный участок СМП со временем превратится в круглогодичную транспортную магистраль, безопасность и эффективность которой во многом будет зависеть от изменений ледовых и гидрометеорологических условий», — сообщил директор ААНИИ Александр Макаров.

ЛСП будет вморожена в льдину, ей предстоит свободный дрейф в северных частях Чукотского и Восточно-Сибирского морей до выхода в Северо-Европейский бассейн Атлантического океана через пролив Фрама. На льдине вокруг ЛСП разместится лагерь, где появятся метеорологический комплекс, магнитный павильон, океанографический терминал и ледоисследовательский комплекс. Непосредственно в лагере и на значительном удалении от него (до нескольких десятков километров) разместится пространственно-распределенная сеть наблюдений.

На льдине оборудуют две вертолетные площадки. Также в районе станции будет устроена взлетно-посадочная полоса (ВПП) для приема самолетов типа АН-74. В период дрейфа запланированы две ротации личного состава экспедиции и доставка необходимых грузов с использованием авиатранспорта.

«Во время исследовательской деятельности будет использован кластерный подход – будут проведены исследования атмосферы, состояния льдов и океана. Также запланирован ряд междисциплинарных научных экспериментов. Благодаря тому, что лаборатории и техника располагаются на борту судна, первые результаты научных работ будут получены уже в Арктике. Участники экспедиции опробуют новые технологии организации и проведения современных комплексных научных исследований на базе ЛСП в Центральной Арктике. Выполнение научной программы станет беспрецедентным комплексным экспериментом в Арктическом бассейне», — рассказал Александр Макаров.

Ученые проведут атмосферные, биологические, геофизические, океанографические, ледовые и другие исследования. Специальное оборудование позволит исследовать пробы из толщи воды со дна океана. Работа экспеиции позволит выполнить целый ряд под-спутниковых экспериментов. Их результаты улучшат дешифрирование спутниковых изображений ледяного покрова и повысят качество карт ледовой обстановки. Исследования характеристик ровного и деформированного льда, подледных течений, дрейфа и деформаций ледяного покрова в течение года улучшат численные модели эволюции ледяного покрова, отмечается в сообщении ААНИИ.

ЛСП «Северный полюс» — уникальное научно-исследовательское судно, являющееся научно-исследовательским центром. Судно позволит проводить круглогодичные геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования. Оно способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). На борту судна созданы комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50°С и влажности 85%.

Работа участвующих в предстоящей экспедиции ученых станет важной частью исследований в области судостроения и материаловедения. Корпус платформы, оснащенный специальными датчиками, позволит измерить параметры его состояния во время ледовых сжатий. Изучение этих процессов поможет исследовать механику деформации и разрушения морских льдов при взаимодействии с инженерными сооружениями и природными объектами.