Цифровизация в вопросах климатической повестки

В России продолжается работа над созданием сбалансированной системы углеродного регулирования

9 марта 2022 г. правительство утвердило постановление №310 о государственном управлении в области ограничения выбросов парниковых газов (ПГ). Оно необходимо для реализации положений закона об ограничении выбросов парниковых газов, который был подписан президентом России 2 июля 2021 г.

С чего все началось

В сентябре 2019 г. Россия ратифицировала Парижское соглашение, которое предполагает сокращение к 2030 г. выбросов парниковых газов до 70–75% от уровня 1990 г. Начиная с 2020 г. в стране возросло внимание органов исполнительной власти к вопросам, связанным с регулированием выбросов ПГ.

Парижское соглашение не требует от промышленности подписавших его стран отказа от сжигания ископаемого топлива – нефти, газа и угля. Но при этом оно обязывает все страны работать над снижением выбросов и их очистке, над технологическим перевооружением работающих предприятий.

Государство ограничивает выбросы парниковых газов

Закон об ограничении выбросов ПГ предусматривает предоставление обязательной отчетности — с 1 января 2023 г. для предприятий с выбросами от 150 тыс. т в год, с 1 января 2025 г. — от 50 тыс. т в год. Также они должны разрабатывать и внедрять климатические проекты для минимизации выбросов ПГ.

За нарушения, связанные с выбросами CO2, предусмотрены штрафы: за первое нарушение должностные лица заплатят от 50 тыс. до 75 тыс. руб., индивидуальные предприниматели — от 100 тыс. до 250 тыс. руб., юридические лица — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. За повторное нарушение сумма штрафов будет удваиваться, его максимальная сумма составит 150 тыс. руб. для должностных лиц, 500 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 1 млн. руб. для юридических лиц.

Помимо контроля за выбросами, закон предлагает механизмы поощрения инвестиций в климатические проекты. Речь идет, например, о восстановлении лесов или модернизации промышленных мощностей.

14 марта 2022 г. правительство РФ утвердило постановление №355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям». К числу регулируемых, например, относятся предприятия, чей производственный процесс включает: стационарное сжигание топлива, сжигание на факельных установках, добычу нефти и газового конденсата и др.

Но контроль выбросов не только вопрос госрегулирования. Сегодня приверженность компании принципам устойчивого развития — это абсолютно очевидное финансовое преимущество. В будущем компании будут платить меньше за привлечение средств, направленных на реализацию проектов в рамках ESG-концепции, так называемых зеленых проектов. Банки осознали необходимость поддержки проектов, направленных на переход к низкоуглеродной энергетике. К примеру, Газпромбанк сделал это в 2015 г., став, по сути, первым в России банком, начавшим финансировать возобновляемую энергетику. В 2021 г. банк начал разрабатывать систему по вовлечению клиентов в ESG-активность, мотивировать их к интеграции ESG-принципов в свою деятельность.

Определение точного объема выбросов ПГ необходимо компании по ряду причин. Для поддержания конкурентоспособности необходимо создавать и поддерживать имидж социально ответственной компании, разделяющей стратегию низкоуглеродного развития страны. Зеленый статус также позволяет содействовать привлечению инвестиций и более выгодного банковского финансирования.

При этом сбор и верификация данных и формирование отчетности — трудоемкий процесс. К тому же компаниям необходимо формировать отчетность по разным методикам. Для государства — это методики Минприроды, для международной среды — GHG, CDP и др. При этом непосредственно в процессе расчета объема выбросов ПГ компании сталкиваются с рядом проблем — как именно рассчитать СО2-эквивалент предприятия, какие источники включить в расчет, какие коэффициенты применить, какие методики использовать и т.д. В большинстве случаев у компаний отсутствует инструмент, позволяющий осуществлять оперативный сбор, мониторинг, управление и прогнозирование выбросов ПГ с учетом технологических возможностей и особенностей конкретной компании. Отсутствует инструмент, позволяющий информировать о прогрессе в области низкоуглеродного развития органы власти, инвесторов, бизнес.

Для расчета СО2-эквивалента предприятия, анализа источников выбросов создана специальная информационно аналитическая система компании «Центр 2М». Она предназначена для контроля в оперативном режиме показателей выбросов парниковых газов внутри конкретного предприятия, ряда предприятий (группы компаний) или даже отраслей.

Система в автоматическом режиме собирает данные с географически распределенных объектов и приводит их к единой информационной модели. В системе настраиваются математические модели, выполняются необходимые расчеты, далее осуществляется прогнозирование и моделирование развития событий. И с помощью аналитических инструментов система преобразовывает разрозненную информацию о состоянии выбросов в аналитические отчеты, графики, интерактивные дашборды, в том числе на картографической подоснове.

Система представляет собой комплекс подсистем и модулей, каждый из которых выполняет ряд функций. Под потребности заказчика осуществляется подбор и увязка готовых решений, по сути, собирается, как конструктор, и настраивается для выполнения различных задач.

Ее важным преимуществом является ряд специфических модулей, например, геоинформационная система – полностью отечественная разработка, которая позволяет на карте выполнять пространственный анализ и мониторинг показателей в онлайн режиме, требующих контроля со стороны бизнеса; аналитическая подсистема (BI-система) которая позволяет строить аналитические панели обычным рядовым пользователям без привлечения специально обученного персонала, знающего язык SQL.

ИС «Центр 2М» предоставляет возможность получения расчетов и формирование отчетов с применением различных методик (приказы Минприроды №300 и 330, GHG, корпоративные методики и др.). Существует возможность расчета выбросов и агрегации значений по различным методикам количественного определения по конкретным газам и CO2-эквиваленту в целом. Оперативное отслеживание предполагает реализацию системы оперативного оповещения при отклонении значений показателей от установленных или целевых. Существует также возможность проецировать истории выбросов на используемые технологические режимы и новые технологии для предоставления возможности выполнять прогнозные расчеты и проводить оценку эффекта.

Интеграция с корпоративными системами

ИС «Центр 2М» интегрируется с функционирующими на предприятии системами управления и диспетчеризации технологических процессов, которые могут являться источниками данных о конкретных результатах деятельности в реальном времени. Также источниками данных могут являться отчетные формы, распознавание которых производит система без участия человека.

Трансляция открытых данных с настройкой видимости обеспечивает возможность интеграции системы с публичным сайтом компании в части отображения аналитических отчетов, демонстрирующих результаты в области низкоуглеродного развития, объемов выбросов парниковых газов, загрязняющих веществ и др.

Как происходит интеграция и настройка системы

Как рассказали в компании «Центр 2М», внедрение системы управления выбросами ПГ – это итерационный процесс, в рамках которого различные элементы системы могут сочетаться и реализовываться в зависимости от специфики деятельности компании.

Система учета выбросов ПГ способна обеспечить объективный мониторинг и анализ как для предприятий, оборудованных измерительными приборами контроля выбросов в атмосферу, так не имеющих газоизмерительного оборудования. Для получения объективных данных должны быть инвентаризированы все источники выбросов ПГ, задействованных в производственном процессе (цикле) предприятия. Инвентаризация источников выбросов является первым шагом в процессе интеграции системы.

Привязка объектов и технологических процессов заказчика к геоинформационной системе позволяет компании создать собственную карту производственного цикла, что обеспечивает полную прозрачность и наглядность данных о выбросах для всех пользователей системы.

Внедрение системы оперативного оповещения при отклонении значений показателей от установленных или целевых проводится с учетом потребностей и должностных обязанностей сотрудников компании.

Информационная система «Центр 2М» показывает, над чем компании необходимо работать в первую очередь для снижения объемов выбросов ПГ. Она позволяет выполнить ранжирование оборудования и технологических линий, выделив те из них, которые наиболее значительно влияют на объемы выбросов. И далее определить наиболее целесообразные мероприятия по модернизации производства, которые дадут максимальный эффект при оптимальных затратах.

Система предоставляет возможность сформировать доказательную базу для привлечения льготного финансирования, защиты и верификации проекта. Также система обеспечивает предоставление результатов изменений объемов выбросов в результате модернизации для представления в финансирующую организацию, контролирующую целевое использование льготного финансирования.

Кто основные потребители

Востребованность в такой информации существует непосредственно у самого предприятия, у государственных контролирующих органов, а также у банковской сферы.

На электронной торговой площадке Газпромбанка (ЭТП ГПБ), партнере «Центра 2М», пояснили, что первые проекты информационно – аналитической системы были реализованы на предприятиях нефтегазодобычи. Но система будет внедряться и на предприятиях других отраслей. «Мы видим большой интерес со стороны металлургов, энергетиков, производителей минеральных удобрений. Отличия – в разных производственных и технологических процессах самих предприятий, закладываемых в математические модели информационной системы», — рассказали в ЭТП ГПБ.