Citi: рецессия в России будет болезненной, но экономика не рухнет

В банке ожидают сокращения ВВП в 2015 году на 3% и средней инфляции в 15%
David Paul Morris/ Bloomberg

Рецессия в России будет глубокой и болезненной, но ждать экономического коллапса, как в 2009 г., или финансового, как в 1998 г., не стоит. Такое мнение изложил на встрече с журналистами Иван Чакаров, главный экономист по России и СНГ Citigroup. В банке ожидают сокращения ВВП в 2015 г. на 3% и средней инфляции в 15%.

Средняя цена нефти в 2009 г. составила $60, в этом году в Citi ждут $55, сказал Чакаров: стоит ли ожидать такого же экономического спада, как тогда, когда ВВП сократился на 7,9%? Чакаров не считает, что эта ситуация может повториться. В 2006-2007 гг. экономика была перегрета, росла почти на 8%, поэтому было куда падать. В нынешний же кризис Россия вошла, находясь на совсем другой стадии экономического цикла, указал Чакаров: уже в 2013 г. рост составил всего 1,3%. Поэтому, полагает он, столь значительного спада теперь не будет. Кроме того, кардинально различается денежная политика: в прошлый кризис ЦБ долго, до февраля 2009 г., держал фиксированный валютный курс, что усугубило экономический кризис. Выучив тот болезненный урок, ЦБ в этот раз дал возможность валютному курсу сыграть классическую, как в учебнике, роль "нейтрализатора шока", сказал Чакаров.

Агентство Moody's объяснило недавнее решение снизить рейтинг России до спекулятивного уровня, в частности, тем, что, по его прогнозу, спад ВВП может составить 8,5%, "то есть даже больше, чем в 2009 г.", отметил Чакаров; он не считает, что такое возможно.

Отличается нынешняя ситуация и от 1998 г., поэтому финансового краха в Citi тоже не ждут. Тогда был кризис госдолга, а сейчас долг составляет всего около 14% ВВП, тогда - дефицит счета текущих операций, сейчас - профицит, тогда валютные резервы составляли $10 млрд, сейчас, хоть они и заметно сократились, - $380 млрд, перечисляет Чакаров. Ожидания экономического и финансового краха в большей степени основаны на страхах и эмоциях, полагает он. Это объяснимо, считает Чакаров, но экономическая ситуация говорит о другом.

В более тяжелом положении, чем в 2009 г., в этот раз окажутся банки, полагает он: "Банковская система - одно из самых слабых звеньев". Если в прошлый кризис практически ни один банк не рухнул, то в этот раз из-за ограниченности ресурсов правительство будет избирательно подходить к спасению банков, а также компаний, считает Чакаров. Банкротств и тех, и других, по его мнению, будет больше. Банковский кризис по-настоящему еще не начался, полагает Чакаров. Пик неплатежей по кредитам, по его оценке, может прийтись только на конец 2016 г.

Резервный фонд, по подсчетам Чакарова, если деньги из него будут тратиться на покрытие бюджетного дефицита, а средняя цена нефти будет составлять $50, полностью израсходуется за три года.

В 2016 г. экономика начнет медленно расти, полагают в Citi. Но если спад продолжится и снова составит -3%, а затем еще -3%, это может создать условия для социальных протестов, чреватых политическим кризисом, указал Чакаров. Пока же он не видит серьезных возможностей для возникновения таких условий: инфляция в 15% не столь высока, как во многие постсоветские годы, а рост безработицы будет ограниченным, так как из-за плохой демографической ситуации работников не хватает.