Азербайджан переходит на управляемый плавающий курс маната
ЦБ страны пытается защитить национальную валюту от девальвации рубля и падения цен на нефтьАзербайджан готовится перейти на режим управляемого плавающего валютного курса, сообщил председатель ЦБ республики Рустам Эльманов. Пока переход к свободному плавающему курсу не произойдет, ЦБ будет осуществлять интервенции для сглаживания курсовых колебаний, цитирует Эльманова Reuters.
Азербайджан пока не готов полностью перейти на плавающий курс маната, сказал Эльманов: для этого стране не хватает организаций с высокими заработками. Сейчас таких всего три – Госнефтефонд, ЦБ и Госнефтекомпания. «Если полностью перейдем на политику плавающего курса, то манат может укрепиться или подешеветь на 20–30%, что может вызвать большую напряженность в экономике», – объяснил Эльманов.
В феврале ЦБ Азербайджана понизил курс маната на 34,6% (см. график). Такое решение было связано с падением цен на нефть, которое усилило давление на валюты всех нефтедобывающих стран, говорит ведущий научный сотрудник РАНХиГС Павел Трунин. С помощью одномоментной девальвации Азербайджан попытался предотвратить спекулятивное давление на манат, считает он: в среднесрочной перспективе курс маната будет определяться динамикой цен на нефть, а также экономической ситуацией в России – важнейшем торговом партнере Азербайджана в СНГ.
Девальвация рубля повысила конкурентоспособность российских товаров и услуг по сравнению с азербайджанскими, это усилило давление на манат, говорит заведующий лабораторией Института Гайдара Михаил Хромов. С такой же проблемой столкнулся и Казахстан, добавляет старший эксперт Института Гайдара Сергей Жаворонков. Он напоминает, что в феврале руководитель Национальной палаты предпринимателей Казахстана Аблай Мырзахметов призвал правительство защитить бизнес от падения курса рубля.
Девальвация рубля усилила давление на валюты государств с сильными торговыми и инвестиционными связями с Россией, говорится в январском докладе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Серьезно пострадали страны, чьи трудовые мигранты переводили валюту из России, подчеркивают эксперты ЕБРР. По данным Всемирного банка, денежные переводы трудовых мигрантов из России составляют 42% ВВП Таджикистана, 31,5% – Киргизии, 25% – Молдавии, 21% – Армении, 12% – Узбекистана, 12% – Грузии, 2,5% – Азербайджана.
На ослабление валют стран на постсоветском пространстве также влияет и укрепление доллара по отношению к валютам большинства развитых и развивающихся стран, считает Трунин.