Статья опубликована в № 3805 от 06.04.2015 под заголовком: ВТБ в ожидании благосостояния

ВТБ пока не дождется денег из ФНБ

Правительство не может отобрать проекты, которые будет финансировать из ФНБ, транзитом через ВТБ
ВТБ готов финансировать стройки деньгами ФНБ
А. Гордеев / Ведомости

Мы уже близки к исчерпанию лимита [на инвестирование ФНБ]. Поэтому у новых заявок шансов, конечно, существенно меньше, чем у тех, которые находятся в продвинутой стадии рассмотрения», – предупредил в пятницу вице-премьер Аркадий Дворкович (цитаты по «Интерфаксу»).

Правительству необходимо решить, кто же получит средства ФНБ: без этого не удастся поддержать банки, нуждающиеся в докапитализации. По замыслу Минэкономразвития и Минфина банки, которые пополнят капитал за счет ФНБ, должны направить эти средства на инфраструктурные проекты, отобранные правительством. Так чиновники хотят одной и той же суммой дважды помочь экономике.

Схема уже запущена для ВТБ, который получил в 2014 г. 100 млрд руб. из ФНБ и выкупит на них инфраструктурные облигации РЖД. Но еще 150 млрд руб., предусмотренные антикризисным планом правительства, ВТБ пока получить не может – нет проектов, на которые можно было бы направить эти средства, говорят два чиновника финансово-экономического блока.

Одним из вариантов мог бы стать проект «Ямал СПГ», которому правительство согласилось выделить 150 млрд руб. из ФНБ. Но возникла проблема. Если средства из капитала банка вкладываются в бумаги низкого уровня, например в бумаги SPV (так будут привлекаться деньги для «Ямал СПГ»), то ЦБ по нормативам «Базеля III» спишет часть суммы из капитала, объяснял замминистра финансов Алексей Моисеев: идея докапитализации уничтожается.

Пересчитать лимит

1160 млрд руб. составляет сейчас лимит на инвестирование ФНБ в российские активы – это 40% исходя из размера фонда на 1 января 2014 г., тогда в нем было 2,9 трлн. Но с тех пор ФНБ увеличился благодаря переоценке валют: к 1 апреля в нем накопилось 4,3 трлн. То есть сейчас лимит мог бы составить 1,74 трлн руб. Обсуждалась идея пересмотреть лимиты исходя из большего размера фонда, рассказывал чиновник финансово-экономического блока, но официально на рассмотрение ведомств она еще не выносилась.

Теперь под 150 млрд руб. нужно подобрать новые проекты, признают два чиновника финансово-экономического блока. В их числе может быть проект «Элегест – Кызыл – Курагино», говорит один из собеседников «Ведомостей». Его инициатор – Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова. Из ФНБ нужно 87 млрд руб. Правительство утвердило паспорт проекта еще в июне 2014 г., но ТЭПК пока так и не получила деньги ФНБ. Окончательного решения по проекту нет, говорил ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. И принимать его будет президент Владимир Путин, добавляет федеральный чиновник.

Еще один претендент на 150 млрд руб., которые могли бы пойти через ВТБ, – «Роснефть», продолжает собеседник «Ведомостей». Но ясности с проектами компании еще меньше, чем с ТЭПК, признает он. Ни у одного проекта «Роснефти» нет паспорта, утвержденного правительством. Пока Минэкономразвития и Минэнерго предварительно согласовали только пять из 28 заявок компании: судостроительный комплекс «Звезда» и четыре нефтегазовых проекта. Правительство пока готово поддержать только «Звезду», заявил Дворкович, по остальным пока «выверяются цифры».

Правительство само себя загнало в тупик, констатирует один из чиновников: получается, схема сквозного финансирования, зафиксированная в антикризисном плане, зависит от одобрения заявок «Роснефти».

Достаточность капитала ВТБ в прошлом году подходила к минимуму по нормативам ЦБ (10%). Для пополнения капитала ВТБ также просит ОФЗ, выделяемые агентством по страхованию вкладов. Банк просил 310 млрд руб. на всю группу ВТБ, но, возможно, сумма будет увеличена, говорит участник обсуждений в Минфине. Сумма пока неизвестна, официальная заявка не поступала, говорит чиновник финансового блока правительства.

На 1 марта норматив общей достаточности капитала ВТБ по РСБУ составлял 12,66%, это комфортный уровень, отмечает представитель ВТБ. Банк рассчитывает, что механизм докапитализации из ФНБ будет действовать по мере одобрения правительством инфраструктурных проектов, добавляет он.

Теоретически можно выдать деньги банку до одобрения проектов. Изначально было условие – ни одного дня эти средства не должны быть на руках у банка, указывает один из чиновников, они вкладываются в бумаги проекта. Но если бумаги еще не выпущены, деньги можно сначала вложить в краткосрочные ОФЗ, отмечает он. По такой схеме ВТБ получил 100 млрд руб. на выкуп облигаций РЖД, напоминает чиновник. Но тогда это уже не похоже на схему сквозного финансирования – банку просто выдадут деньги для пополнения капитала, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать