Минфин решит, стоит ли пытаться собирать НДФЛ с валютных операций

Вряд ли удастся разработать эффективный механизм, считают чиновники и эксперты
Минфин предложил платить НДФЛ с курсовых доходов/ М. Стулов/ Ведомости

Премьер Дмитрий Медведев попросил Минфин опре­делить, можно ли на практике взимать НДФЛ с операций физлиц по продаже валюты. Поводом для дискуссии на коллегии Минфина стало письмо Минфина, выпущенное в феврале 2015 г. и подписанное замдиректора налогового департамента Рубеном Саакяном.

В письме указывается, что по Налоговому кодексу иностранная валюта является имуществом, а значит, с доходов, полученных от положительной курсовой разницы при ее купле-продаже, нужно удерживать НДФЛ. Рассчитать и заплатить налог должны сами граждане, говорится в письме.

Строго формально по Налоговому кодексу действительно нужно заплатить НДФЛ с этих доходов, согласен партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. И раньше рекомендовали клиентам делать это, рассказывает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Подход в целом такой же, как и при продаже обычного имущества, замечает чиновник, занимающийся налоговой политикой, это далеко не первое такое письмо Минфина.

Налог платится с дохода от продажи валюты за вычетом расходов на ее покупку, если есть документы, подтверждающие ее приобретение, объясняет Костальгин, если их нет, то выручка уменьшается на имущественный вычет – 250 000 руб. Впрочем, даже если документов нет, человек может потребовать, чтобы налоговики запросили их в банке или рассчитали его доход, исходя из курса в момент покупки валюты, указывает Костальгин.

Но на практике люди не декларировали эти доходы, говорит партнер EY Антон Ионов: уплаты налога слишком сложно контролировать. Это возможно разве что при безналичных операциях, отмечает Щекин. Платится НДФЛ с дохода от безналичных операций с валютой через брокерские счета, приводит пример Ионов. Налог надо платить при операциях на рынке форекс, считает чиновник, занимающийся налоговой политикой.

«Был вопрос действенности этого письма, насколько возможно четко выделить, от каких продаж рублей или валюты был получен доход, какие еще ресурсы не были конвертированы <...> вопрос реализации этого письма еще предстоит обсудить», – прокомментировал министр финансов Антон Силуанов (цитата по «Интерфаксу»). Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил, его коллега в ФНС отказался от комментариев.

На практике пытаться удержать НДФЛ с этих операций бесполезно, считает партнер «Пепеляев групп» Юрий Воробьев: механизма контроля нет и огромное число операций. С лета 2014 г. ФНС получила право доступа к операциям по всем банковским счетам, а также к операциям без открытия счета, напоминает Ионов. Но непонятно, как собирать данные: одни банки при их проверке дают доступ к информации о клиентах, другие нет – толкование законодательства разное, говорит сотрудник налоговых органов.

Вряд ли возможно наладить сбор этого налога, рассуждает чиновник, только если с участием банков, но и тогда возникает проблема: наличная валюта продается без документов, невозможно определить, какую именно валюту продают – купленную год или 10 лет назад. Человек может сказать, что купил валюту три года назад и тогда вся выручка будет освобождена от налога, замечает сотрудник налоговых органов. Если турист приехал и продал доллары, получается, что он должен выплатить 30% как нерезидент, удивляется чиновник. Придется учитывать и убыточные, и прибыльные операции в течение года, указывает еще на одну проблему Костальгин. В письме говорится, что налогоплательщик должен самостоятельно декларировать этот доход, но это несерьезно: надо было заранее предупреждать людей о необходимости сохранять документы, как правило, во время валютно-обменных операций паспортные данные даже не фиксируются, говорит главный бухгалтер банка «Авангард» Владимир Андреев. В международной практике налоги обычно начисляются, только если валютные операции проводятся профессиональными участниками для получения прибыли, резюмирует Ионов.