ОЭСР: денежное стимулирование не спасет Японию от низкой инфляции

Росту экономики Японии мешают высокие налоги и социальные расходы
Денежное стимулирование со стороны ЦБ лишь частично помогает Японии бороться с низкой инфляцией/ Bloomberg

Денежное стимулирование со стороны ЦБ лишь частично помогает Японии бороться с низкой инфляцией, мешающей экономике расти, говорится в докладе ОЭСР. Ежегодно выкупая долговые бумаги на 50 трлн иен (программа запущена в 2013 г.), Банк Японии стремился добиться инфляции в 2%.

Сначала программа принесла результат, поясняет эксперт ОЭСР Рандалл Джоунс: в начале 2014 г. годовая инфляция достигла 1,5%, но к началу 2015 г. инфляция приблизилась к нулю из-за повышения налогов в апреле 2014 г. По данным Trading Economics, в 2014 г. рост ВВП был зафиксирован в I и IV кварталах (1,6 и 0,4% соответственно), а во II и III кварталах наблюдался спад – на 1,9 и 0,6%. По оценке Джоунса, в 2015 г. инфляция в Японии все-таки достигнет 2%: поможет рост экономики, подстегиваемый низкими ценами на нефть. Но Банку Японии следует выкупать облигации до тех пор, пока заветная цель не будет достигнута, считает Джоунс.

Дефляция негативно отразилась на госдолге Японии, который за 25 лет вырос почти в 4 раза (см. график). По расчетам ОЭСР, если бы в 1997–2013 гг. среднегодовая инфляция составляла 1%, то госдолг в 2013 г. был бы 155%, а не 220% ВВП. Но главной причиной роста долга эксперты ОЭСР называют удвоение социальных расходов – с 12 до 24% ВВП в 1990–2013 гг. – при стагнации доходов на уровне трети ВВП. С 1993 г. бюджет регулярно сводился с дефицитом, что вынуждало правительство наращивать долг. Теперь четверть бюджета идет на его обслуживание.

Высокие соцрасходы – следствие демографического кризиса, пишет Кениширо Кашивасе из МВФ: по его оценке, к 2030 г. отношение пенсионеров к трудоспособному населению увеличится до 57% (в 2010 г. – 38%), что вынудит Японию реформировать пенсионную систему.

С тем же вызовом столкнется и Россия, считает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров: в 2014 г. 30,9% расходов консолидированного бюджета пришлось на социальную политику и еще 17,1% – на национальную оборону и безопасность. Без пенсионной реформы и пересмотра приоритетов структура госрасходов останется перекошенной, отмечает он. При этом в условиях санкций доступ к внешним займам ограничен, а внутренние высушат рынок корпоративных облигаций, заключает Назаров.