Китай и Евразийский экономический союз могут создать зону свободной торговли

Но этот процесс растянется на 10–30 лет, оценивают чиновники
Россия и Китай начинают долгие переговоры о зоне свободной торговли/ Д. Абрамов/ Ведомости

Создание зоны свободной торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем было одной из тем переговоров президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в пятницу. Об этом говорится в их совместном заявлении о сотрудничестве ЕАЭС и «Шелкового пути» (см. врез).

Речь идет о начале переговоров по подготовке всеобъемлющего соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Китаем, а также о проработке возможности создания зоны свободной торговли, отмечает замминистра экономического развития Алексей Лихачев.

Китайский путь

Идею экономического пояса «Шелковый путь» Си Цзиньпин выдвинул в сентябре 2013 г. Речь идет о создании транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Средней и Центральной Азии и Европой. Китай уже инвестировал в проект $40 млрд.

Но появится она не скоро, единодушны чиновники. Через 10 лет, оценивает возможные сроки чиновник финансово-экономического блока правительства. Это масштабный проект, переговоры могут идти 20–30 лет, более острожен один из чиновников, курирующих внешнеэкономические связи. Пока самая ранняя стадия – изучаются лишь возможные подходы, продолжает он: «На дипломатическом языке это называется «взять тему в совместную проработку». Изучается регуляторная база, как работают инфраструктурные проекты (см. также статью на стр. 12), по срокам – не раньше 2020-х гг., считает федеральный чиновник.

«Нашей целью было подписать как можно больше документов, оформляющих отношения Китая и России», – рассказывает чиновник, участвовавший в переговорах с китайцами. Даже рамочное соглашение о сотрудничестве, подписанное на высшем уровне, очень важно для китайского бизнеса, объясняет он: это знак того, что их действия получили одобрение государства – «без этого они шагу не ступят». Китайскому бизнесу важно иметь возможность сослаться на эти документы, чтобы объяснить свои действия, говорит он.

Первый шаг – соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и Китая. Проект может появиться до конца 2015 г., заявил министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев (цитата по «Интерфаксу»). Снижения таможенных пошлин оно не будет предусматривать, рассказывает сотрудник ЕЭК. Для ЕАЭС это прежде всего возможность сделать взаимный товаропоток более прозрачным, увеличить потенциал транспортного коридора, поясняет он, но оценивать экономические эффекты пока рано.

Вряд ли будет заключено соглашение об обнулении всех взаимных пошлин, сомневается Александр Кнобель из Института Гайдара, этого не допустят ни российские, ни китайские производители. Скорее пошлины будут несколько снижены и не для всех товаров, полагает он. Но сейчас даже при значительном снижении пошлин риски для российских производителей будут невелики, считает Кнобель: девальвация увеличила их конкурентоспособность.

В 2014 г., по данным министерства коммерции КНР, товарооборот России и Китая составил $95,9 млрд, по данным ФТС – $88,4 млрд. Для России Китай – торговый партнер номер один, Россия в товарообороте Китая – на девятом месте. Китайско-казахстанская торговля за последний год выросла на 11,3% до $28,6 млрд. Товарооборот Белоруссии и Китая составил $3,7 млрд, Армении – $455 млн.

Глобализация через ВТО наталкивается на трудности, поэтому активно обсуждаются и создаются новые региональные площадки, отмечает профессор РЭШ Наталья Волчкова. Сотрудничество ЕАЭС с другими странами – естественное развитие интеграции и эффект от сотрудничества с Китаем будет большой, но Китай традиционно ориентирован на крупные рынки – США и Европу, поэтому реализовать такой проект будет непросто, уверена Волчкова. Проект реализуем, но экономически более выгодным было бы создание зоны свободной торговли России с ЕС, считает Кнобель. Впрочем, у России пока не получалось подписать соглашения о зоне свободной торговли, заключает он.