У президента не будет лимита на расходы

В остальном проект нового Бюджетного кодекса содержанием похож на действующий сейчас
Новый Бюджетный кодекс, разработанный Минфином, закрепляет возможности правительства тратить нефтедоходы и снимает ограничения на суммы, распределяемые президентом/ Е.Разумный/ Ведомости

Минфин подготовил новый Бюджетный кодекс (текст размещен на regulation.gov.ru): документ разработан по распоряжению правительства о повышении эффективности управления общественными финансами, напоминает министерство в пояснительной записке. Главная проблема действующего с 1998 г. Бюджетного кодекса – слишком большое количество правок, в последние 15 лет они принимались в среднем 8 раз в год, говорил замминистра финансов Алексей Лавров, задача новой редакции – увязать все действующие бюджетные положения и новации в единую систему. Минфин рассчитывает, что новый кодекс будет принят осенью и вступит в силу с 2016 г., сообщал замминистра.

Но, возможно, в новый кодекс поправки придется вносить еще на стадии проекта. Новый кодекс по-прежнему предлагает ограничивать дефицит федерального бюджета 1% ВВП, хотя недавно министр финансов Антон Силуанов заявлял о необходимости увеличить лимит до 1,5%. Правило формирования базовой цены нефти для расчета бюджета также осталось прежним: средняя за последние 10 лет либо 3 года – и по-прежнему в долларах, а не в рублях, как предлагает Минфин. Теоретически бюджет на 2016 г. может быть сверстан при расчете цены нефти в рублях, тогда придется либо править действующий Бюджетный кодекс, либо корректировать его новую версию, замечает Владимир Тихомиров из БКС.

По содержанию принципиальных изменений кодекс не содержит, но по форме он фактически написан заново: структура документа изменена почти полностью, как и некоторая терминология (см. врез). В целом все осталось по-прежнему, радикальных изменений нет, хотя формально кодекс идет как новый, замечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Новые термины

Вместо «источников финансирования дефицита бюджета» теперь предлагается термин «источники финансирования бюджета», вместо «получателя бюджетных средств» – «администратор расходов бюджета». Само понятие «бюджетная система» нужно уточнить – это не только совокупность бюджетов, но и участники бюджетного процесса, в связи с чем термин «структура бюджетной системы» предлагается упразднить, говорится в пояснительной записке.

В новую версию кодекса вошли, в частности, изменения последних двух лет по поводу распоряжения нефтегазовыми доходами. Например, осенью 2014 г. поправками в Бюджетный кодекс правительству было разрешено направлять дополнительные нефтегазовые доходы вместо резервного фонда на покрытие дефицита бюджета, а если дополнительных доходов не предвидится – то заранее запланировать замещение госзаймов средствами резервного фонда; это дало Минфину возможность внести в пакете с законопроектом о бюджете 2015 г. пункт о расходовании до 500 млрд руб. из резервного фонда.

Принятие бюджетного правила в 2013 г. автоматически дало правительству возможность тратить резервный фонд при плохой конъюнктуре, минуя Госдуму, напоминает Тихомиров. Решение направлять дополнительные нефтегазовые доходы на финансирование дефицита – это фактически отмена бюджетного правила, заключающегося в том, чтобы не допускать таких трат, говорит он. Это шаг к ослаблению бюджетного правила, менее категоричен Гурвич: «Хотя многие считали бюджетную политику слишком ограничительной, опыт показал, что бюджетное правило надо не смягчать, а делать более жестким – иначе все накопленное можно потратить максимум за два года».

Проект нового кодекса также снимает лимит на размер резервного фонда президента – действующим кодексом он установлен в 1% от расходов бюджета, средства расходуются по решению главы государства на все, кроме выборов, референдумов и освещения деятельности президента. В новом кодексе размер президентского резерва предлагается устанавливать законом о бюджете. Размер лимита можно обсуждать, но иметь его все-таки было бы логично, говорит Гурвич: не стоит слишком раздувать суммы, распределяемые в подобном режиме. В ситуации, когда мобилизуются все источники, чтобы сбалансировать бюджет, скорее речь не об увеличении, а о сокращении лимита, полагает Тихомиров: «При негласном, но сильном давлении Кремля не тратить резервы, возможно, есть договоренность использовать резервный фонд президента – как и правительства – в качестве дополнительного источника сбалансированности бюджета». Одновременно лимит резервных фондов исполнительных органов власти проект Бюджетного кодекса предлагает сократить с 3 до 1% от расходов.