Импортозамещение должно отвечать нуждам госкомпаний

Минэкономразвития подготовило поправки в закон о госзакупках
Российские производители и рады были бы импортозамещению, но иногда отечественного оборудования просто не существует/ Павел Лисицын/ РИА Новости

Минэкономразвития подготовило поправки («Ведомости» ознакомились с документом) в законопроект о закупках госкомпаний. Он прошел первое чтение, но поправки Минэкономразвития предлагают новые правила покупки оборудования.

Создать в правительстве координирующий орган, чтобы согласовать закупки госкомпаний и возможности отечественных производителей, поручил президент Владимир Путин. Вопрос оказался в том, что считать координацией, говорит чиновник, участвующий в обсуждении.

В первом чтении была утверждена предельно жесткая концепция: планы закупок для инвестпроектов и требования к закупаемой продукции пришлось бы согласовать с правительством и специальная комиссия могла бы настаивать на включении в договоры дополнительных условий, обеспечивающих развитие производства. Это даже не госплан, это отход от рынка вообще – комиссия фактически перераспределяла бы заказы, сетует федеральный чиновник. После одобрения проекта Думой правительство смягчилось (см. врез).

Без нефтяников

Первоначальная редакция вызвала жесточайшее сопротивление компаний, рассказывает чиновник: вмешиваясь в требования к закупкам, правительство вмешивается в бизнес-решения. Действующая версия законопроекта касается не только госкомпаний, но и всех, кто добывает углеводороды. Нефтегазовые компании возмутились, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на их обращение. И на совещании у Медведева было решено, что поправки коснутся только инвестпроектов госкомпаний и инвестпроектов с господдержкой, указывает представитель Минэкономразвития.

Минэкономразвития в поправках предлагает предусмотреть минимум новых обязательств: государство будет координировать только крупные закупки продукции машиностроения, только на инвестпроектах дороже 10 млрд руб. и только госкомпаний, госкорпораций или частных компаний, получивших господдержку. Под господдержкой (не менее 10% стоимости проекта) понимаются не только субсидии из бюджета и госгарантии, но и фонд национального благосостояния или участие в программе проектного финансирования.

Компании обязаны представить правительственной комиссии по импортозамещению планы крупных закупок оборудования на пять лет или на срок инвестпроекта. А комиссия соотнесет эти планы с отраслевыми программами развития производства – т. е. с отраслевыми планами импортозамещения, объясняет федеральный чиновник, но такую формулировку нельзя использовать в законе, чтобы не нарушить правила ВТО.

То есть комиссия должна привести пла­ны по импортозамещению в соответствие с планами компаний, объясняет правительственный собеседник «Ведомостей»: «Замещать имеет смысл то, что нужно, а не то, что просто можно». Заодно станет ясно, стыкуются ли все эти государственные планы импортозамещения с реальным спросом, заключает чиновник: «Есть подозрение, что все могут сильно удивиться».

Минпромторг разработал 20 отраслевых планов импортозамещения, в них свыше 2000 проектов, отобранных из 4000 заявок, рассказывал министр промышленности и торговли Денис Мантуров (по government.ru). Планы согласованы с профильными министерствами и крупнейшими компаниями, уверял Мантуров. Проекты, попавшие в программу импортозамещения, смогут претендовать на различные специальные инструменты господдержки: субсидирование ставок, гранты, софинансирование исследований.

Больше половины планов касается именно машиностроения. Зависимость от импорта в машиностроении по многим секторам подавляющая, сетовал председатель правительства Дмитрий Медведев: в станкостроении она оценивается в 90%, в тяжелом машиностроении – примерно в 70%, в нефтегазовом оборудовании – в 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении – от 50 до 90%. Планы Минпромторга неоднородны: например, долю импорта в нефтегазовом оборудовании Минпромторг к 2020 г. рассчитывает снизить с нынешних 60–95% в среднем на 10–20 п. п. в зависимости от вида продукции, а в транспортном машиностроении предполагается, что по двум десяткам позиций, которые сейчас поступают исключительно из-за рубежа, можно будет к 2020 г. полностью отказаться от импорта.

Госкомпании новым обязательствам все равно не рады. Инструментов для регулирования инвестпроектов с господдержкой и так достаточно, новые нормы будут избыточными, считает сотрудник РЖД: «Законопроект поставит все компании с госучастием в неравные условия по сравнению с другими субъектами российской экономики. Они не смогут гибко реагировать на изменяющиеся макроэкономические факторы и поведение других участников мирового и российского рынков. Фактически компании с госучастием будут выведены за пределы рыночной экономики».

Если новые обязанности все-таки ограничатся декларированием планов, прибавится только бумажной работы, более оптимистичен сотрудник другой госкомпании: проблема в том, что и импортозамещению это вряд ли поможет. По отдельным позициям заказчики и рады бы перейти на отечественные аналоги, если бы это позволило снизить издержки на импорт в условиях ослабления рубля, но российские производства оказываются неконкурентоспособны или их просто не существует.

Импортозамещение было бы обоснованным в тех секторах, где есть спрос, а доля импорта по мировым меркам чрезмерно высока – в машиностроении это производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, металлургии и пищевой промышленности, перечисляет Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Нужна площадка, где заказчики и поставщики вместе искали бы пути решения, ею мог бы стать Минпромторг, продолжает он, к обсуждению стоило бы приглашать и инвесторов, которые думают вложиться в эти производства. Так эффективнее, чем просто распределять средства между проектами, заключает Сальников.