«Открытое правительство» рекомендует платить советам директоров даже убыточных госкомпаний

Чиновники придерживаются иного мнения – достаточно и нематериального стимулирования
«Открытое правительство» предлагает разрешить госкомпаниям платить советам директоров и при убытках/ Е. Разумный/ Ведомости

Экспертный совет при правительстве подготовил рекомендации по изменению системы вознаграждений членам советов директоров госкомпаний (копия есть у «Ведомостей»). Разработаны они по поручению премьера Дмитрия Медведева, которое он дал экспертному совету и Росимуществу. Одно из предложений – убрать привязку вознаграждения к чистой прибыли, подтверждает представитель совета.

Закон об АО напрямую не требует платить вознаграждение совету директоров только из чистой прибыли, но так закон трактовали Минфин и Минэкономразвития. Еще в 2007 и 2009 гг. соответственно они написали об этом в своих письмах.

Правда, письмо Минфина было о налогах – с вознаграждения не нужно платить соцналог, а из этого следовало, что на эти выплаты нельзя уменьшать доналоговую прибыль. Собрание акционеров распределяет прибыль и определяет вознаграждение совету директоров, говорит директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Денис Спирин: Минфин пришел к некорректному выводу, что раз у собрания есть право распределять только чистую прибыль, то и вознаграждение должно выплачиваться только из прибыли. С такой трактовкой согласилось и Росимущество, его чиновники говорили об этом на заседаниях экспертного совета, ссылаясь на письмо Минфина, рассказывают два члена совета.

Убытки и награда

Речь в письмах министерств идет только об убытках по РСБУ, объясняет менеджер крупного банка. Из 10 крупнейших госкомпаний за пять лет убытки по РСБУ были у двух – у «Россетей» (2013 и 2014 гг.), «Интер РАО» (2009, 2012–2013 гг.). Несмотря на убытки, собрание акционеров «Интер РАО» в 2013 и в 2014 гг. приняло решения выплатить вознаграждение членам совета директоров.

Представитель Росимущества отказался от комментариев, его коллега в Минфине не ответил на запрос «Ведомостей». Минэкономразвития считает в целом, что вознаграждение должно выплачиваться из чистой прибыли, подтверждает его представитель, так как «совет директоров отвечает за решение проблем, возникших из-за неверных решений менеджмента». Убыточным компаниям он советует использовать неденежные мотивирующие инструменты. Например, директоров можно стимулировать возможностью приобрести новые знания и опыт оперативного управления компанией (по программам повышения квалификации), убежден представитель Минэкономразвития, эти меры позволят директорам приобрести «положительную деловую репутацию, а также деловые контакты в профессиональном сообществе».

Запрета на вознаграждения при убытках не существует, убежден представитель «Интер РАО» (у компании были убытки в некоторые годы, когда выплачивалось вознаграждение. – «Ведомости»), их выплата регулируется не письмами Минфина. Если бы в отсутствие прибыли нельзя было выплачивать вознаграждение, в советах никто бы не работал, замечает он. Можно выплатить вознаграждения и в отсутствие прибыли, просто не уменьшать на эту сумму доналоговую прибыль, согласен партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

У многих компаний могут быть убытки за 2014 г., говорит чиновник финансового блока правительства, идея экспертного совета – непопулярная мера. Но нужно привлечь в убыточные компании эффективных директоров, спорит член экспертного совета Игорь Шленский: «Какой хороший директор согласится работать без платы?» Во всех странах члены совета директоров могут получать фиксированное вознаграждение даже при убытках, не всегда отсутствие прибыли – показатель неэффективности, объясняет он: например, венчурные компании в США в первые годы не получают прибыли, но оплачивают работу эффективных директоров. К тому же менеджерам российских компаний разрешается получать вознаграждения даже при убытках, замечает он, а они гораздо сильнее влияют на финансовые показатели.

Доводы Росимущества – ограничение мотивирует членов совета директоров добиваться роста прибыли, передают участники встреч с ведомством. Странная логика, удивляется Спирин: базовая часть вознаграждения выплачивается даже при убытках, а вот переменная может быть уменьшена вплоть до нуля – это и есть способ мотивации.

«В ОЗК я не получаю вознаграждения – для меня это приобретение опыта в индустрии, но я могу себе это позволить, есть такие люди, но их два десятка на всю страну», – говорит председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев, который входит в советы директоров нескольких компаний. В совете директоров «Шереметьево» вознаграждение ему выплачивается. Без денег, за обещание «набраться опыта» выстроится очередь из неопытных директоров, считает он, а директорам, которые пришли в убыточную компанию, чтобы сделать ее прибыльной, нужен огромный опыт.