Статья опубликована в № 3832 от 18.05.2015 под заголовком: Достроили до тупика

Почему строить дороги лучше и дешевле не получается

Действующая система регулирования дорожных подрядов мешает эффективной работе подрядчиков, констатирует KPMG
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Система дорожных госконтрактов мешает эффективно выполнять их
Е. Кузьмина / Ведомости

Система дорожных госконтрактов мешает эффективно выполнять их, а кризис лишь усугубил проблемы, констатирует KPMG в обзоре.

Процесс разделен на два этапа, объясняют авторы: разработка проектной документации и строительство. Разрыв искусственный: проектировщик стремится уложиться в сумму бюджетного финансирования и быстрее пройти госэкспертизу. А мотивации оптимизировать стоимость и процесс строительства нет. Проектировщик не несет ответственности, если строительство окажется сложнее и дороже, чем запланировано.

Документация, которую получает подрядчик, может содержать неточности или ошибки, пишет KPMG. Иногда выясняется, что многие работы не заложены в смету – зачастую из-за недостаточных или устаревших исходных данных, рассказывает сотрудник дорожно-строительной компании, но это риск подрядчика: менять проект и заново проходить госэкспертизу нужно за свой счет. На концессионных проектах у компаний есть стимулы это делать. А подрядчики заинтересованы в этом намного меньше или не могут себе этого позволить из-за сжатых сроков, объясняет собеседник «Ведомостей».

Сметы на основе государственных сметных сборников не отражают рыночную стоимость работ и материалов: расхождение в среднем 15% по стройматериалам и 18–20% – по работам, показал опрос KPMG. Технологический и ценовой аудит, который «Автодор» проводил для ЦКАД, показывал еще больший разрыв, например 82% по песку и 50% по щебню. Кризис лишь обострит проблему: ускорение инфляции и ослабление рубля вряд ли удастся покрыть индексацией стоимости на основе официальных дефляторов. Металлоконструкции подорожали на 30%, высокотехнологичные импортные стройматериалы – на 30–40%, российская и импортная техника – на 10–20%, приводит данные KPMG. Возможно, подрядчики начнут все активнее ставить вопрос о невозможности уложиться в сметы, особенно по ранее заключенным контрактам, опасается чиновник, курирующий инфраструктуру. В антикризисном плане правительства заложена возможность изменить сроки госконтракта или цену, если он истекает в этом году. Но делаться это, видимо, будет лишь в крайних случаях, осторожен чиновник.

Кризис обострил и проблему авансирования. Чтобы не сорвать сроки, подрядчики берут кредиты. Напрямую дополнительные издержки никогда не компенсировали, рассказывает участник рынка, в лучшем случае неофициально – через послабления по отдельным условиям контракта или на других проектах того же подрядчика. Но ставка по рублевым кредитам на 1–2 года выросла до неподъемных 20–30%, пишет KPMG.

Строительным компаниям придется сокращать издержки, но потребуется и господдержка, предупреждает KPMG. Финансовые меры – облегчение доступа к займам, объясняет один из авторов обзора – Алексей Назаров: госгарантии, субсидирование ставок и комиссий по банковским гарантиям. Но нужно и улучшение регулирования: упрощенная схема замены импортных стройматериалов на отечественные, целевые авансы на закупку материалов, индексация на реальную инфляцию или рост затрат, а также более глобальные меры – реформа подготовки территории и обновление строительных нормативов. Без улучшения регулирования денежная поддержка не сработает, заключает Назаров, ситуация на рынке продолжит ухудшаться.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more