Бизнесмены предлагают сажать банкиров на 10 лет за мошенничество при банкротстве

Эта идея вошла в число 232 инициатив, которые бизнес-омбудсмен Титов представит Путину от имени сообщества
Бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину доклад «Книга жалоб и предложений российского бизнеса»/ С. Портер/ Ведомости

Российские предприниматели предлагают сажать на срок до 10 лет банкиров за мошенничество при банкротстве и на такой же срок - за мошенничество при госзакупках при госзаказе. Как сообщает ТАСС, эти и другие предложения содержатся в докладе "Книга жалоб и предложений российского бизнеса", который 26 мая президенту Владимиру Путину представит бизнес-омбудсмен Борис Титов. Бизнес-сообщество предложило руководству страны меры по улучшению инвестиционного климата, по облегчению условий работы предприятий, по снижению наказания на экономические преступления. Всего в докладе 232 инициативы, которые обсуждались и в регионах, и на федеральном уровне. Накануне Титов выражал уверенность, что большинство предложений должны "вылиться в законодательные акты".

Ужесточение ответственности для банкиров и чиновников

Предлагая ввести в статью Уголовного кодекса о мошенничестве состава со сроком наказания до 10 лет лишения свободы за махинации при банкротстве, авторы доклада ссылаются на "слишком большое количество нарушений" со стороны банкиров."Когда начинаются вопросы с ликвидностью банка, с его здоровьем, когда начинаются предписания со стороны ЦБ, не говоря уже о том, когда отзывают лицензию, к сожалению, банкиры часто предпочитают решить свои личные проблемы перед тем, как решить проблемы вкладчиков", - отметил Титов, комментируя это предложение. По его мнению, следует ужесточить ответственность банкиров, поскольку эта проблема "затрагивает интересы других предпринимателей, которые держат счета в этих банках".

Также сажать на срок до 10 лет авторы доклада предлагают за мошенничество при госзакупках и госзаказе. Они объясняют, что эти преступления "происходят при непосредственной поддержке, соучастии должностных лиц органов власти, государственных и муниципальных учреждений" и также заслуживают более строгого наказания.

Предложение запретить госпредприятия общепита

Еще ограничить возможности недобросовестных должностных лиц бизнес предлагает в сфере торговли и общественного питания. В докладе содержится предложение запретить в России создание государственных и муниципальных унитарных предприятий в этих сферах. По словам Титова, выгодоприобретателями деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий зачастую являются должностные лица, курирующие соответствующую сферу. При этом, как правило, доступ на такие рынки независимых субъектов предпринимательства сдерживается за счет использования административного ресурса.

Смягчение ответственности за нарушения в сфере предпринимательства

Для остальных случаев мошенничества в сфере предпринимательства авторы доклада предлагают снизить максимальные сроки наказаний с нынешних 10 лет до шести. Пороговые размеры ущерба, по которому устанавливается уголовная ответственность предпринимателей за экономические преступления, предлагается повысить в два раза. Статьи Уголовного кодекса о незаконном использовании товарного знака, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также статью "Незаконное предпринимательство" бизнес предлагает декриминализовать.

В части административных правонарушений авторы доклада также предлагают ряд смягчающих норм. В их числе дифференциация административных штрафов в зависимости от размера бизнеса, увеличение рассрочки уплаты штрафов с трех месяцев до 1 года и снижение предельного срока административного приостановления деятельности предприятия с 90 до 10 суток, сообщает ТАСС.

Как сохранить бизнес после банкротства

Если вернуться к теме банкротства, то в ходе этой процедуры для предприятий авторы доклада предлагают реализовывать предприятия как единый имущественный комплекс посредством продажи долей или акций банкротящихся компаний. "Мы поддерживаем идею, что банкротство у нас в стране может быть по "американскому" варианту: когда распродается не имущество компании, а у владельцев изымаются акции компании и распродаются они для погашения долгов перед кредиторами", - объяснил Титов. С ликвидацией компаний-банкротов уничтожается производственный потенциал экономики, предупреждают авторы доклада. Их предложение позволит сохранить бизнес и после прохождения процедуры банкротства, считают они.

Бизнес-сообщество также предлагает запускать процедуры финансового оздоровления компаний, находящихся в сложной экономической ситуации, по заявлению должника, минуя процедуры наблюдения. Введение финансового оздоровления и утверждение его плана предполагается при наличии финансового обеспечения в установленной форме и сумме, говорится в докладе.

В закон о банкротстве бизнес просит внести поправки, чтобы отменить или отсрочить на два года норму о наделении банков правом обращаться с заявлением о признании должника банкротом без судебного решения о взыскании долга, вступившего в законную силу. Такое право банки получили после принятия соответствующих поправок в декабре 2014 г., норма вступает в силу при наличии у должника признаков банкротства - задолженности более 300 000 руб. дольше трех месяцев. Такая практика приведет к резкому росту числа банкротств компаний и индивидуальных предпринимателей, имеющих долги перед банками, а также она поставит банки в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника вынуждены получить решение суда о взыскании долга, считают авторы доклада.

 Спасение аграриев от проверок в разгар страды

Для облегчения жизни аграриев бизнес предложил запретить проверки сельхозпредприятий во время сезонных полевых работ. Плановые проверки в период посевной и уборки урожая фактически парализуют деятельность предприятия, говорится в докладе.

Среди других проблем аграрной отрасли авторы доклада отмечают чрезмерную налоговую нагрузку на малые формы сельхозпроизводителей, отсутствие законного способа вовлечь в оборот неиспользуемые сельхозземли, массовое нарушение прав сельхозпроизводителей при страховании урожая и имущества.

Несправедливость распределения господдержки приводит к тому, что 90% средств приходится на крупные организации, цитирует ТАСС. Кроме того, погектарная поддержка не стимулирует агробизнес к повышению урожайности и интенсивности производства. Авторы доклада предлагают переориентировать программы поддержки с погектарной на те формы, которые зависят от эффективности хозяйства, установлении для сельхозпроизводителей пониженной ставки взносов на социальное страхование, снизить количество требований надзорных органов к сельхозпроизводителям.

Ограничение роста тарифов монополий

Рост тарифов на на услуги естественных монополий "тормозит развитие несырьевого сектора экономики, снижает конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий и прямо (на 60-70%) стимулирует рост инфляции", говорится в докладе. Поэтому его авторы пишут, что в 2015 г. и до 2019 г. рост тарифов на услуги естественных монополий не должен превышать 75% от уровня средней фактической инфляции за 2011-2014 гг. По расчетам ТАСС, это составит 5,7% в год.

Индексация на грузовые и пассажирские перевозки РЖД в 2015 г. составляет 10%. Тарифы на электроэнергию для населения с 1 июля 2015 г. вырастут на 8,5%, платежи за коммунальные услуги в нынешнемгоду в среднем по стране увеличатся на 8,7%, напоминает ТАСС. Правительство обсуждает индексацию тарифов на 2016 г. По данным Минэкономразвития, в отношении тарифов естественных монополий предложена "вилка": по железнодорожным перевозкам - 7,5-10%, по электросетевым компаниям - 7,5-11%, по тепловой энергии - 7,5-9%, тарифы на газ уже утверждены: 7,5% - для промышленности и 8,5% - для населения.

Для стимулирования развития перерабатывающей промышленности авторы доклада предлагают такие меры как снижение налогов и акцизов на сырье и продукты переработки при поставках на внутренний рынок, повышение экспортных пошлин на газ, нефть, металлы, минеральные удобрения, отмену возврата НДС при экспорте сырья и продукции, полученной в результате его первичной переработки. Кроме того, предлагается отменить налоговый маневр.

Упрощение правил для иностранцев

Для улучшения инвестиционного климата бизнес советует снизить налоговую нагрузку для иностранных граждан и организаций, работающих в России. Сейчас доход от дивидендов для иностранцев облагается налогом по ставке 15%, для российских владельцев акций - 13%. Ставка НДФЛ для иностранных граждан составляет 30% против 13% для россиян, напоминает ТАСС.

Также бизнесмены предлагают отменить норму закона, которая требует для найма иностранного работника подтверждение им знаний русского языка, истории и российского законодательства, для иностранцев, которые приезжают в страну на короткий период времени - для запуска инвестпроекта, монтажа оборудования и других подобных задач.

В докладе также есть предложение предусмотреть для новых предприятий с иностранным участием право в первый год работы привлекать иностранных сотрудников по любым специальностям вне квоты. Еще бизнес рекомендует выработать критерии локализованной продукции для каждой отрасли. "Критерии локализации производства в России не установлены. В результате иностранные инвесторы не имеют возможности с гарантированной точностью определить, насколько их производство будет локализованным в России. Это препятствует принятию ими решений о начале производства", - говорится в докладе.

25 мая проблемы бизнеса обсуждались в Госдуме. Туда были приглашены представители "Деловой России", "Опоры России", Торгово-промышленной палат и других ассоциаций. Как сообщала "Российская газета", спикер палаты Сергей Нарышкин заверил предпринимателей, что снижение налогового бремени на бизнес будет обсуждаться и что поставленные президентом задачи по импортозамещению и ускоренной модернизации производства можно решить только совместными усилиями, так что диалог бизнеса с властью "в нынешней непростой экономической ситуации важен как никогда".