Производители газетной бумаги обещают не поднимать в 2015 году цены выше инфляции

До этого им грозило введение экспортных и повышение импортных пошлин
Юрий Белинский/ ТАСС

Три из четырех российских производителей газетной бумаги – «Волга», «Кондопога», «Соликамскбумпром» – пообещали не поднимать в 2015 г. цены выше уровня инфляции, следует из протокола заседания рабочей группы в Минпромторге 13 мая (копия есть у «Ведомостей»). В нем участвовали производители и потребители газетной бумаги, представители Роспечати, ФАС, министерств, администрации президента и др. Договоренность подтвердил человек, близкий к «Кондопоге». Представители «Волги», «Соликамскбумпрома» и еще одного производителя – «Монди СЛПК» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Механизм фиксации максимального повышения цен на газетную бумагу с привязкой к годовой инфляции Минпромторг разработает совместно с ФАС и производителями и представит итоги в Минкомсвязи, следует из протокола. Базовыми будут цены на 1 января 2015 г.

С начала года повышение цен достигало 15%, по данным исполнительного директора Союза издателей ГИПП Елены Шитиковой. Крупные издательства закупают сейчас бумагу по 22 000–27 000 руб. за тонну, говорится в протоколе. ЦБК объясняли повышение цен девальвацией, удорожанием сырья. Годовая инфляция в России на 26 мая – 15,8–15,9% исходя из данных Росстата.

Пошлины раскрасят

Торжокский завод полиграфических красок (ТЗПК) попросил чиновников не обнулять ввозные пошлины на черную краску для печати (подкомиссия Минэкономразвития по тарифному регулированию решила в апреле их обнулить на три года) и вернуть 10%-ные пошлины на цветные краски для печати. Обнуление пошлин противоречит декларируемой политике импортозамещения и вредит отрасли, объясняется в одном из писем завода (копия есть у «Ведомостей»). Обращение ТЗПК получено и сейчас изучается, сказали представители ФАС и Минпромторга.

Шитикова за идею сдерживать рост цен на газетную бумагу, «только пока не ясен механизм контроля». По словам представителя Минпромторга, «вопрос контроля изменения цен относится к компетенции ФАС». Сама служба, по словам представителя ФАС, пока не участвовала в обсуждении механизма сдерживания роста цен на эту продукцию.

Смягчение позиции ЦБК Шитикова связывает с тем, что ранее чиновники на основании жалоб потребителей на удорожание газетной бумаги пригрозили ввести на нее экспортные пошлины (по условиям вступления России в ВТО они могут составлять до 5%, но к 1 сентября 2016 г. должны быть обнулены), а также снизить (с 8,3 до 5%) или вовсе обнулить ввозные пошлины. На этом настаивало Минкомсвязи, идею поддерживала ФАС, введение экспортных пошлин обсуждал Минпромторг. «На последних же встречах с представителями отрасли вектор изменился – вопрос пошлин чиновниками уже не поднимался», – замечает Шитикова. Это следует и из протокола совещания 13 мая. О том, что чиновники, скорее всего, отказались от идеи изменения пошлин, говорит и человек, близкий к одному из бумажных комбинатов.

В настоящий момент Минпромторгом не рассматривается вопрос снижения ввозных и введения экспортных пошлин на газетную бумагу, сообщил «Ведомостям» представитель министерства: эти меры ухудшили бы экономическое положение и без того убыточных предприятий, что могло бы привести к закрытию производств. Представитель Минэкономразвития заметил, что вопрос «прорабатывается». В ФАС, по словам ее представителя, предложений по возможности снижения ввозных и введения экспортных пошлин на газетную бумагу не поступало. Представитель Минкомсвязи на вопросы «Ведомостей» не ответил.

О размене – «вы сдерживаете рост цен, а мы не вводим пошлины» – напрямую речи не шло, добавляет собеседник «Ведомостей». Но инициатива исходила в первую очередь от ЦБК, поскольку при введении пошлин «они попросту генерили бы убыток», полагает он.

Введение экспортных пошлин на газетную бумагу дестабилизирует отрасль, а снижение ввозных пошлин заметного эффекта не даст – на рынке преобладает отечественная продукция (ее доля в 2014 г. составляла 99,2%, по данным Минэкономразвития), соглашается Шитикова. Даже при снижении ввозных пошлин импортная бумага будет слишком дорогой из-за расходов на транспортировку, отмечает человек, близкий к одному из крупных ЦБК. На рынке в целом нет дефицита (производство традиционно превышает потребление), за исключением «качественной бумаги по доступной цене», но пошлины эту ситуацию не изменят, говорит Шитикова. Более того, экспортные могут спровоцировать новую волну роста цен, добавляет она.

Ситуация не новая: ранее металлурги и производители минудобрений пошли на уступки потребителям, после того как чиновники на фоне роста цен пригрозили ограничить экспорт. Так, в феврале Минсельхоз, не исключавший введения экспортных пошлин на минудобрения, сообщил, что завершил с производителями дискуссию о ценах. Для части сельхозпроизводителей цены на минудобрения на время посевной были зафиксированы на уровне января 2015 г., для остальных – февраля 2015 г., а от уровня этих цен предоставлялись скидки вплоть до 30%. В марте стало известно, что правительство не будет вводить экспортные пошлины на металлургическую продукцию и металлолом. Ранее их введением на фоне роста внутренних цен грозил министр промышленности Денис Мантуров, в случае если металлурги не договорятся о долгосрочных контрактах с автопроизводителями на поставку автолиста.