Конфликт на Украине подорвал ее промышленность и экономику

Затопленные угольные шахты, разрушенные хозяйственные связи, несобранный урожай и неработающие заводы – таковы последствия вооруженного противостояния
Экономическая ситуация на востоке Украины столь же тяжела, как положение жителей Углегорска/ РИА Новости

Нигде глубина экономического кризиса Украины не поражает так, как в местах наподобие Углегорска. В этом городке в 60 км к северо-востоку от Донецка раньше жили около 8000 человек. Три месяца назад во время боев при попытке сепаратистов взять под контроль близлежащий железнодорожный узел Дебальцево в городке «не уцелело ни одного здания», утверждает Олег Неледва, руководитель новой, самопровозглашенной администрации Углегорска.

Масштаб проблем, связанных с восстановлением экономики на востоке Украины, символизирует местная угольная шахта, где раньше работало 800 человек. Во время боев ее затопило из-за отключения электричества. «Работы теперь нет, – говорит Неледва. – Нужно откачать воду и снова запустить шахту». Правда, он не может сказать, когда это произойдет.

По пути в Донецк можно увидеть и другие последствия конфликта – не собранный с прошлого года урожай подсолнухов на полях испортился, построенный в 1990-х гг. завод американской Cargill, где из них делали масло, простаивает после попаданий снарядов прошлым летом. Находящийся рядом Донецкий металлургический завод, по словам охранника, «если и работает», то только на 10% мощности, хотя раньше его продукция экспортировалась в 43 страны. Также из-за обстрелов время от времени прекращает работу коксохимический завод в Авдеевке, находящийся на подконтрольной Киеву территории к северо-западу от Донецка.

Полный масштаб ущерба в регионе, который становится понятен только теперь, помогает объяснить падение ВВП Украины в I квартале на 17,6% е, а также отсутствие видимых признаков улучшения ситуации несмотря на перемирие. Премьер-министр страны Арсений Яценюк в интервью FT назвал эти цифры «ошеломляющими», а министр экономики Айварас Абромавичюс – «ужасающими». Хотя ополченцы контролируют только 4% территории страны, Донбасс – центр ее тяжелой промышленности, отметил Яценюк: «В действительности мы потеряли 20% экономики».

Промышленное производство в I квартале сократилось более чем на 20% в годовом измерении, и в апреле ситуация не улучшилась. Между тем инфляция ускорилась в апреле до 61% из-за девальвации гривны и пятикратного повышения правительством тарифов на коммунальные услуги, которое требовалось для получения от МВФ средств в рамках программы финансовой помощи на $17,5 млрд. В воскресенье МВФ ухудшил прогноз падения ВВП Украины в 2015 г. до 9%, инфляция на конец года прогнозируется на уровне 46%. Это соответствует ожиданиям аналитиков из частного сектора.

Сохраняющаяся напряженность и повреждение железных дорог нарушают поставки в обе стороны – угля из Донбасса на остальную территорию Украины и руды из центральных регионов на восточные металлургические заводы. Даже если конфликт не вспыхнет заново, скорость восстановления экономики будет зависеть от ремонта инфраструктуры, в том числе промышленной. Важно и то, будут ли снова налажены связи Донбасса с другими украинскими регионами, несмотря на стремление лидеров самопровозглашенных Донецкой и Луганских республик к автономии.

Киев сейчас контролирует только 35 из 95 угольных шахт, которые необходимы для электрогенерации, металлургии и экспорта, остальные – на территории ополченцев, утверждает министерство энергетики. По словам губернатора Донецкой области Александра Кихтенко, 60% находящихся под контролем ополченцев шахт затоплены. Кроме того, из-за повреждения железнодорожных путей добываемый в Донбассе уголь теперь приходится транспортировать менее эффективным способом – на «Камазах».

В других украинских регионах ситуация не столь тяжелая. Однако высокая инфляция и заморозка зарплат и пенсий привели к тому, что за последние два месяца розничные продажи упали на 30%, а продажи автомобилей в январе – апреле – на 76%. «Цифры говорят сами за себя, ситуация крайне серьезная. Но если не произойдет эскалации военного конфликта на востоке, худшее позади», – говорит Абромавичюс.

Яценюк и Абромавичюс отмечают обнадеживающие признаки – гривна несколько недель стабильна, а в апреле впервые с января 2014 г. был зафиксирован приток банковских вкладов физических лиц. Премьер также указал, что рост доходов бюджета на 35% в I квартале в годовом измерении, несмотря на падение ВВП, отражает не только ослабление гривны, но и улучшения в налоговой системе.

Правительство теперь сосредоточено на давно назревших реформах, нацеленных на создание благоприятного климата для украинских и иностранных инвесторов в контролируемых им регионах. Но они не принесут значимого результата, пока конфликт на востоке не разрешится, признают чиновники. «В истории не так много примеров, когда находящиеся в состоянии войны страны были способны провести масштабные реформы, - говорит Абромавичюс. - Мы действуем быстро, чтобы доказать, что наши критики ошибаются. Но, к сожалению, время не на нашей стороне».

Перевел Алексей Невельский