Статья опубликована в № 3866 от 06.07.2015 под заголовком: Крымская десятина

Расходы бюджета на дороги будут минимальными

Зато Керченскому мосту гарантировано 10% федерального дорожного фонда

Федеральный дорожный фонд в ближайшие три года будет увеличиваться только в номинальном выражении, следует из подготовленного Минфином проекта Основных направлений бюджетной политики (ОНБП, копия есть у «Ведомостей»). Проект был в целом одобрен правительством, но финансирование еще будет уточняться после обсуждения лимитов по госпрограммам, говорит федеральный чиновник.

Согласно проектировкам Минфина в федеральном дорожном фонде в 2016 г. будет 627,8 млрд руб. – всего на 5,3 млрд больше, чем в этом году, и существенно меньше запланированного в действующем законе о бюджете (см. график). В процентах от ВВП дорожный фонд сокращается – с 0,83% в 2015 г. до 0,71% к 2018 г.

От федерального дорожного фонда осталось одно название, отмечает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин: теперь это просто строка в бюджете, а логика целевого фонда, который отражал бы принцип «пользователь платит», разрушена после налогового маневра в нефтяной отрасли.

Этот принцип выражался в наполнении федерального и региональных дорожных фондов за счет топливных акцизов – примерно по 30 и 70% сборов соответственно. Но из-за существенного снижения акцизов, которое было предусмотрено налоговым маневром, Минфину пришлось совершить маневр и в дорожных фондах. Все сборы акцизов с этого года переданы в региональные дорожные фонды, а федеральный – наполняется за счет бюджета, т. е. доходов «общего покрытия».

Когда шла реформа, были опасения, что федеральный дорожный фонд станет слишком зависимым от бюджетного процесса, говорил чиновник, курирующий инфраструктуру: раз целевых источников больше нет, дорожное хозяйство будет конкурировать за бюджетные деньги на общих основаниях. Чтобы гарантировать деньги на дороги, минимальный размер дорожного фонда был зафиксирован законодательно. На 2016 г. он определен отдельным законом, а с 2017 г. будет рассчитываться по Бюджетному кодексу (см. врез).

Акцизы не забыты

Минимальный размер дорожного фонда в денежном эквиваленте специальным законом закреплен лишь на 2015–2016 гг. С 2017 г. минимальные ассигнования будут рассчитываться так: базовый объем в 345 млрд руб. с индексацией на инфляцию плюс сумма, равная прогнозным поступлениям от топливных акцизов (сами сборы по-прежнему будут перечисляться в регионы), умноженная на 0,83.

Ассигнования в дорожный фонд на ближайшие три года определены как раз по минимальному порогу, сказано в проекте ОНБП. Сверх минимума добавлены лишь деньги на строительство моста через Керченский пролив и подходов к нему. На мегапроект в ближайшие три года будет приходиться 8,2–10,3% расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство. Предельная стоимость проекта – 228,3 млрд руб. Точные затраты будут известны после утверждения проектной документации госэкспертизой, пока подрядчик – дочернее предприятие «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга сумму не раскрывает.

Доля средств федерального дорожного фонда также гарантирована регионам в виде субсидий. В региональные фонды Минтранс хотел направить и доходы от платы фур массой свыше 12 т, которую они начнут платить с 15 ноября. Правда, теперь эти поступления под вопросом: тариф может быть снижен – и тогда прогноз придется пересматривать, но окончательного решения еще нет, говорит федеральный чиновник.

Когда денег в дорожном фонде так мало, встает уже скорее инженерная задача – не допустить деградации имеющейся дорожной сети, отмечает Блинкин: средства придется максимально направлять на содержание, а не на строительство и реконструкцию. И по действующему плану Росавтодора расходы на содержание федеральных трасс превышают инвестиционные: например, в 2015 г. на строительство и реконструкцию Росавтодор планировал направить 128,9 млрд руб. против 219,8 млрд на содержание.

Объемы ввода новых дорог в ближайшие годы будут скромными, признавал Росавтодор (см. график), зато активно будут идти проектирование и подготовка документации. Это создаст технический задел и после 2017 г. можно будет строить по 750–1000 км в год, надеется ведомство.