Правительство объявило охоту на бенефициаров трастов

Искать их поручено банкам, но найти их будет непросто, считают эксперты
Правительство объявило охоту на бенефициаров трастов/ Д. Абрамов/ Ведомости

В Госдуму в понедельник был внесен проект поправок в закон о противодействии легализации, ужесточающих контроль банков за клиентами. Сейчас банки, принимая деньги от клиентов-компаний, должны использовать все доступные инструменты, чтобы идентифицировать их бенефициаров. Поправки уточняют, что проверять надо в том числе бенефициаров иностранных структур без образования юридического лица – т. е. трастов. Законопроект обязывает банкиров запросить помимо прочего состав имущества трастов, имена и адреса учредителей и доверительного собственника.

Законопроект не слишком суровый. Если организационная форма таких структур не предполагает наличия бенефициара, а также единоличного исполнительного органа, то банк не должен проводить проверку.

Охота за такими структурами – одна из составляющих кампании по борьбе с офшорными схемами. Главный инструмент – законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК) – впервые ввел в российское право понятие структуры без образования юрлица. Трасты – самая желанная цель для налоговиков и самое темное для них место: именно они стоят в конце длинных цепочек владения. У чиновников было много идей, как выявить их бенефициаров, дорожная карта Росфинмониторинга, например, запрещала российским резидентам передавать имущество в траст, если он непрозрачен.

Банкам придется выявлять бенефициаров трастов, иначе потом они столкнутся с претензиями Росфинмониторинга, говорит президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов: «Во всем мире остается все меньше мест, где могли бы спрятаться бенефициары трастов, им деваться некуда». Четвертая директива, принятая Европарламентом этой весной, обязывает каждую страну ЕС создать реестр конечных бенефициаров зарегистрированных на ее территории компаний, а также трастов (в том числе из офшоров). Неограниченный доступ к информации появится у правоохранительных и госорганов стран ЕС, юрфирм и банков, а другие организации, в том числе российские банки, могут запросить информацию, если предоставят доказательства отмывания денег, финансирования терроризма, налоговых или коррупционных схем.

Политика мешает

Россия присоединилась к инициативе ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией, хотя из-за геополитических трудностей ее могут к информации не допустить, предупреждают чиновники.

Но опрошенные юристы сомневаются, что мера принесет эффект. Напрямую из России операции с трастами осуществляются крайне редко, замечает партнер PwC Екатерина Лазорина. С этим согласен партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Получается, что клиентом российского банка должен быть сам траст, если же он просто держатель активов, то не будет проводить операции с Россией, рассуждает сотрудник налоговых органов. Более того, новое требование может только помешать выявлять трасты, считает Щекин: если кто-то из россиян из-за раскрытия траста как своей КИК хотел перевести счета траста в Россию, то требование раскрывать состав его имущества окончательно отвратит от этой идеи. Раскрывать такое не только налоговому органу, но еще и банку мало кто захочет, уверен он. Это избыточное перекладывание ответственности на банки, которое вряд ли повысит результативность, скептичен президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, банки будут более сдержанно осуществлять трастовые операции.