Экономика
Бесплатный
Юрий Нехайчук
Статья опубликована в № 3888 от 05.08.2015 под заголовком: Платные дороги не объехать

Регионы могут ввести плату за проезд для грузовиков

Пилотный проект уже запускают Подмосковье с «Ростехом»

«Ростех» и правительство Московской области подписали соглашение, которое предполагает в том числе «создание и обеспечение функционирования системы взимания платы с грузовиков, использующих дороги регионального и межмуниципального значения», говорится в сообщении «РТ-инвеста» (25,01% принадлежит «Ростеху», 74,99% – ООО «Царицын капитал», совладельцами которого являются Андрей Шипелов (98%) и Вадим Агафонов (2%), согласно СПАРК), который будет представлять госкорпорацию в проекте. Его подробности в «РТ-инвесте» и правительстве Подмосковья вчера прокомментировать не смогли.

«Водители, чтобы сэкономить, будут выбирать вместо федеральных региональные трассы, а значит, от тяжелых фур может пострадать инфраструктура регионов, – объяснял руководитель Росавтодора Роман Старовойт. – Чтобы этого не допустить, регионы также могут ввести плату для тяжелых грузовиков. Росавтодор их всесторонне поддерживает».

Реализация пилотного проекта «на основе отечественных технологий и опыта построения федеральной системы» позволит создать «максимально адаптированный продукт с возможностью масштабирования в другие регионы», приводятся в сообщении слова гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. Практически готовая инфраструктура, по его мнению, позволит «ускорить и упростить процесс интеграции региональных и федеральной систем» взимания платы с грузовиков массой свыше 12 т.

Для реализации пилота «РТ-инвест» привлечет СП с Игорем Ротенбергом – «РТ – инвест транспортные системы» (РТИТС) – оператора федеральной системы взимания платы, которую обещает запустить к ноябрю.

Средства на реализацию федеральной системы предоставлял Газпромбанк. Его представитель вчера уточнил, что банк работает в рамках федеральной программы введения платы с 12-тонников, «но не на региональном уровне».

Стоимость проезда по федеральным трассам правительство установило в размере 3,73 руб. за километр пути, но ставка может быть понижена – этот вопрос обсуждается, уточняет представитель Росавтодора. Стоимость проезда по региональным дорогам может остаться на уровне федеральных, рассчитывает один из участников пилотного проекта.

Взимать плату за проезд по региональным дорогам пока нельзя, но Минтранс подготовил поправки в закон, снимающие это ограничение. Если они будут приняты, регионы смогут создавать местные системы взимания платы, которые могут подключиться к федеральной системе.

Госконтроль

Еще одно направление совместной работы «Ростеха» и Московской области – создание, модернизация и обеспечение функционирования систем фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения и видеонаблюдения, говорится в сообщении госкорпорации.

Аналогичные проекты уже прорабатывают Хабаровский край, Татарстан, Новосибирская и Рязанская области, говорил Старовойт. Сейчас системами взимания платы интересуются Татарстан, Новосибирская, Свердловская и Иркутская области, говорят сотрудники Росавтодора, «РТ-инвеста» и РТИТС. «Есть интерес со стороны ряда регионов на подключение к федеральной системе», – подтверждает представитель Росавтодора.

Пока запрет на взимание платы не отменен, регионы могут заключать лишь рамочные соглашения, объясняет собеседник в РТИТС. «Это пока просто разговоры, сама РТИТС еще не присылала нам на утверждение даже документы по федеральным трассам», – соглашается сотрудник Росавтодора. В сообщении «РТ-инвеста» приводится позиция «Ростеха»: использование единой федеральной системы «позволит сократить срок внедрения региональных систем на 2–3 года». Все понимают, что подключиться к единой системе проще и дешевле, чем строить все заново – от пропускных пунктов до раздачи транспондеров, говорит собеседник в РТИТС.

Сейчас у субъектов РФ нет полномочий на создание региональных систем взимания платы за проезд транспортных средств массой свыше 12 т, но после принятия поправок проекты региональных систем взимания платы могут стартовать быстро, считает руководитель практики ГЧП и инфраструктуры юрфирмы Vegas Lex Евгения Зусман: «Например, если в каком-то из регионов будет частный инициатор концессии, то по самому быстрому сценарию проект можно запустить за 180 дней».

А вот ритейлеры такой перспективе не рады. «Пока непонятна стоимость проезда, говорить о деньгах бесполезно, но есть экономически сбалансированная модель, в рамках который работают магазины, и если одно из условий модели меняется, это явно позитивно не повлияет на доходность всей модели», – замечает Екатерина Куманина, директор по работе с госорганами «Дикси», которая осуществляет перевозки своих товаров. По ее словам, «уже сейчас в ряде регионов есть подобные ограничения, например, на отдельных и ведомственных трассах. Но в любом случае скоропортящиеся продукты всегда попадали под исключение из требований и мы рассчитываем, что в ходе обсуждения и реализации проекта возобладает взвешенный и профессиональный взгляд на ситуацию».

Иванов Н.Ф.
13:32 05.08.2015
В принципе, если уж в разряд платных переводят обычные дороги (а не те, что по своим характеристикам и предоставляемым удобствам выше, чем нормировано для дорог высших категорий), то тогда надо вводить плату для всех транспортных средств (включая и все грузовики и спецавтомобили, и автобусы, и даже легковые автомобили), но с отменой так называемого «транспортного налога». В любом случае, плата (а это, по-моему, должен быть именно Дорожный налог) должна быть обоснованной не только покрытием расходов на её сбор и текущий ремонт контролируемых участков, а достаточной для создания фонда, размер которого обеспечит полное, только из него финансирование развития и совершенствования всей дорожной сети общего пользования. Что же касается 12 тонн, то основную часть российских дорог, строившихся из расчёта осевой нагрузки до 8 т, то их в своё время разрушили грузовики ЗиЛ, для которых разрешили осевую нагрузку 8 т при полном весе до 12 т. Теперь ЗиЛов нет, а дороги рушат более тяжелые.
00
Комментировать