Предприниматели просят вернуть в Уголовный кодекс статью о бизнес-мошенничестве

С начала года правительство, парламент и правоохранители не могут договориться, как это сделать
В Уголовном кодексе уже почти три месяца нет отдельного, более мягкого наказания за бизнес-мошенничество
В Уголовном кодексе уже почти три месяца нет отдельного, более мягкого наказания за бизнес-мошенничество / А. Гордеев / Ведомости

В Уголовном кодексе уже почти три месяца нет отдельного, более мягкого наказания за бизнес-мошенничество. В июне статья перестала действовать: Конституционный суд признал ее неконституционной, а парламент так и не смог утвердить новую формулировку. Осенью споры возобновились. Во вторник «Деловая Россия», центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», бизнес-омбудсмен Борис Титов обсудили предложения с законодателями.

По статье «мошенничество», до того как ее разделили на шесть видов (в сфере кредитования, страхования и проч.), регистрировалось по 150 000 преступлений в год и признавалось виновными до 30 000 человек, пишет «Деловая Россия». В 2011 г. бизнес-мошенничество стало отдельной статьей с максимальным сроком лишения свободы пять лет – вдвое ниже, чем за обычное мошенничество в особо крупном размере. Признавались виновными по 5000–6000 предпринимателей в год, говорит Сергей Таут из центра «Бизнес против коррупции».

Разное наказание не устроило Конституционный суд. Решение он вынес в декабре 2014 г. После Госсовета в апреле 2015 г. президент Владимир Путин поручил привести нормы в соответствие с постановлением суда, снизив наказание за обычное мошенничество. Но и в весеннюю сессию правительство, Госдума и правоохранительные ведомства не успели договориться.

Если не вернуть статью о бизнес-мошенничестве, число приговоренных к лишению свободы предпринимателей существенно вырастет, говорится в материалах «Деловой России». По общей статье «мошенничество» за 2014 г. к лишению свободы приговорили 30% осужденных, среди предпринимателей таких было 15%. Предпринимателей сажают как обычных мошенников, говорит Таут, некоторые их дела переквалифицировали в общую статью, что недопустимо.

В Госдуму был внесен и одобрен к первому чтению проект поправок. Он возвращает статью о бизнес-мошенничестве – преднамеренное неисполнение договорных обязательств, которое причиняет ущерб предпринимателям, организациям или государству. Поправки повышают для предпринимателей срок лишения свободы за особо крупное мошенничество с пяти до шести лет.

Бизнес-сообщество согласно со сроком в шесть лет, но предлагает сократить его за обычное мошенничеств с 10 лет до 8. Снизить сроки просит и Титов. Предложения были поддержаны Минэкономразвития, но не были одобрены правоохранительными органами и отклонены ГПУ президента, говорится в письме омбудсмена премьеру Дмитрию Медведеву. Медведев поручил проанализировать вопрос. Получить оперативные комментарии МВД не удалось. Снижение наказания для обычных мошенников стоит отдельно обсудить, острожен один из авторов законопроекта – депутат-единоросс Рафаэль Марданшин.

Все ждут, что скажет Кремль, комментирует политолог Алексей Макаркин: чиновникам удобнее ничего не решать, пока не станет ясно, качнется ли Кремль в сторону либерализации или будет склоняться к реакционной политике. Ситуация неудобна для предпринимателей, но очень типична для России, продолжает он: «Сила российской власти в ее непредсказуемости».