Кто бойкотирует акционирование ФГУПов

Эксперты открытого правительства вместе с Росимуществом составили рейтинг ведомств по готовности ФГУПов к реформе
Ведомствам предложено расстаться с ФГУПами/ Е. Разумный/ Ведомости

Согласно программе приватизации за 2014–2016 гг. ведомства и госкорпорации должны либо преобразовать 507 ФГУПов в акционерные общества или бюджетные учреждения, либо ликвидировать их. Весной первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил проверить, успевают ли чиновники. Экспертный совет при правительстве проверил и составил антирейтинг отстающих ведомств (есть у «Ведомостей») по состоянию на май.

Чтобы акционировать ФГУП, надо его подготовить – оформить права на недвижимость и землю, провести инвентаризацию. Многие предприятия затягивают процесс, пришли к выводу эксперты. Инвентаризация имущества и обязательств проведена только в 78% из 501 ФГУПа. Инвентаризация научно-технической деятельности не проведена в 248 ФГУПах. Права на недвижимость не оформлены в 188, на землю – в 156. Информации о правах примерно четверти предприятий просто не поступало в Росимущество.

Рейтинг присваивался исходя из доли ФГУПов, по которым были проведены работы (к примеру, если из двух ФГУПов подготовлен один, работа выполнена на 50%). Среди отстающих по инвентаризации имущества Минобороны, Росимущество, ФСБ, Минтранс (см. таблицу). Например, Минобороны не провело инвентаризацию ни в одном из 4 ФГУПов. Само Росимущество сделало это лишь в 10 из 24 ФГУПов, но к Росимуществу автоматически прикрепляются многие ФГУПы, не закрепленные за другими ведомствами. Целевую модель по этим предприятиям должно определять правительство, Росимущество ждет распоряжения, объясняет министр по делам открытого правительства Михаил Абызов. Минпромторг, Минсельхоз, Минэнерго не провели инвентаризацию примерно в трети предприятий.

По инвентаризации научно-технической деятельности самые плохие результаты у Росимущества и у МВД. По оформлению прав на недвижимость – у Минсельхоза, Роскосмоса, Роснедр, ФСИН. По оформлению прав на землю худшие – Росавтодор, Роскосмос, Роспотребнадзор, Спецстрой, ФМБА.

Руководитель Росимущества Ольга Дергунова ранее называла две основные причины срыва сроков. Первая: трудно оформить права на имущество, часто на это нет денег. Вторая – судебные разбирательства: 15% ФГУПов в стадии ликвидации или банкротства. Много преднамеренных банкротств, направленных на вывод активов, – чем больше затягивается акционирование, тем больше таких процессов, предупреждает руководитель Центра финансовых расследований Сергей Лесничий.

У ГУПов низкая рентабельность, пишет экспертный совет при правительстве: их оборот без НДС и акцизов – 2,4 трлн руб., затраты – 2,3 трлн, почти треть – на зарплаты. У государства нет достоверной информации об имуществе ГУПов, их финансово-хозяйственной деятельности, часто их доходы используются для оплаты госрасходов, не профинансированных бюджетом, и даже личных расходов чиновников, пишут эксперты.

Представитель Росимущества вчера не ответил на вопрос, что предпринимает ведомство, чтобы ускорить акционирование. Данные будут уточняться и к 15 октября правительству будет представлен график акционирования ФГУПов, рассказывает Абызов. Летом со всеми отстающими ведомствами встретилась Дергунова, рассказывал чиновник Росимущества. Согласовали целевую функцию каждого ФГУПа, определили, как их преобразовывать, выяснили, почему срываются сроки подготовки и как решить проблемы, рассказывают участники встреч. Но были ли какие-то последствия для руководителей ведомств и ФГУПов, неизвестно. За первое полугодие Росимущество направило в 35 министерств и ведомств представления о применении дисциплинарной ответственности к руководителям 242 ФГУПов; но были наказаны руководители лишь шести предприятий, пишет экспертный совет.

Так как ручное акционирование затягивается, экспертный совет предлагает разработать единую программу реформы ФГУПов, а также подготовить законопроект о ликвидации ФГУПов как правовой формы. Эксперты описывают два сценария. Базовый предполагает усиление контроля за программой приватизации, а также рекомендации регионам и муниципалитетам принять аналогичные программы. Но есть риск, что процесс затянется. Ускоренный же сценарий – отмена с определенного момента (например, с 2018 г.) законодательных актов об унитарных предприятиях. Риски – хищение имущества, а также потеря управляемости в отдельных отраслях или на локальных рынках. Но эти риски можно снизить, ужесточив учет прав на имущество ФГУПов.

Возможно, нужен ускоренный вариант: ведомства волокитят подготовку к акционированию, а Росимуществу не хватает рычагов давления, признает высокопоставленный чиновник. Можно и дальше уговаривать ведомства, но они всегда будут сдвигать сроки, добавляет другой чиновник: это тяжелая война для любого чиновника. Поэтому лучше автоматическая ликвидация ФГУПов, а не ручное ускорение, резюмирует член экспертного совета.